С чего же начать?
Ранее мы уже разбирали что такое бухгалтерский учет, но повторение – мать учения.
Бухга́лтерский учёт, арх. счетово́дство — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций. Бухгалтерский учёт тесно связан с налоговым и управленческим учётом.
Бухгалтерский учет – это оружие и как к любому оружию к нему есть инструкции.
Основная инструкция – закон о Бухгалтерском учете № 402-ФЗ в открытом доступе (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/)
По сути это инструкция – кто должен что должен и как должен)
Должны вести бух учет все предприятия – есть отличия в требованиях к формам ведения у разных предприятий – но про это позже.
Отвечает за организацию ведения бухгалтерского учета руководитель предприятия, который имеет право передать эту функцию бухгалтеру или передать на аутсорс.
Но (!) как вести, что фиксировать, а что нет?
Для этого существует второй уровень инструкций – Положения по бухгалтерскому учету или ПБУ – их всего 24 документа – и они разделены по направлениям учета – отчетность, ведение основных средств, ведение займов и многие другие – каждый из них стоит хотя бы раз прочитать и все их мы рассмотрим в будущем.
В ПБУ описаны процедуры учета, объекты учета – документы-основания - грубо говоря - "что это такое? с чем и как это кушать?".
Следующий этап – каждое предприятие должно вести учет так, чтобы отчетность в итоге была сопоставима с другими предприятиями. Как же это сделать?
Существует еще один документа – План счетов с Инструкцией (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29165/fd05066bbb0a451cf5dc95b2af35808cbef2509e/)
План счетов — это способ шифрования данных
Метод шифровки разберем при следующей встрече, а сейчас про сам План
Все предприятия существуют по законам экономики и у всех предприятий принципы существования и принципы хозяйственных операций идентичны – разница в масштабах, исполнении и наборе операций.
Так же любое предприятие не имеет ничего своего – у предприятия есть активы (имущество), то чем он владеет в данный момент и есть пассивы (обязательства) источники так называемые активов – то есть если на счету есть деньги значит их кому-то должны – как минимум учредителям. Баланс доходов и расходов – Баланс имущества и обязательств
Такой принцип идентичности и баланса вошел в основу кодирования каждого вида актива (имущества) обязательств и расчетов с третьими лицами.
У предприятия есть активы:
1) внеоборотные активы – вне оборота производственного цикла – или сроком более 12 месяцев:
1.1.– многоразового использования – товарные знаки, оборудование
1.2. - вложения долгосрочные в другие компании
2) одноразового использования:
2.1. товары сырье - оборотные активы
2.2. денежные средства
2.3. текущая задолженность третьих лиц предприятию
И Предприятие должно:
a) капитал, прибыль – учредителям
b) займы сроком погашения более 12 месяцев и менее 12 месяцев
c) долг поставщикам, гос. органам
Основное правило – активы должны быть равны обязательствам.
Так вот для подробного изучения бухгалтерского учета – самое простое – взять план счетов с инструкцией и пошагово изучать каждый счет
Суть изучения – необходимо представить, что именно отражает счет – какой актив или обязательство или расчет
как он появляется на предприятии - на основании какого документа – при каких обстоятельствах
Как двигается на самом предприятии и как это движение оформляется и как отражается в учете
И как выбывает с предприятия
В итоге на что влияет – в финансовом результате.
Например,
Мука попадает как сырье на основании накладной счет-фактуры
Перемещается со склада на склад на основании требования-накладной
Передается в производство на основании Норматива, тех карты, требования
В этот момент мука передает свою стоимость себестоимости готовой продукции – что в итоге влияет на валовую прибыль предприятия
Если сам предмет учета в разделе Плана счетов и принципы движения по предприятию понятно – можно переходить к следующему этапу.
В последующих встречах разберем особенности каждого направления учета