В древности и средневековье, по крайней мере на Востоке, не было строгого деления на религию, философию и науку. И даосизм, и буддизм, и конфуцианство сочетали в себе свойства религии, философии, науки и чисто этического учения, формирующего государственные законы. Как правило, все «учения» формировались в развернутом или закодированном письменном источнике.
Возьмем, например, – даосскую йогу. Для обеспечения нормальной с точки зрения даосской йоги жизнедеятельности, предполагалось три пути – ограничение в питании, тренировка дыхания и гимнастика.
Основой большинства диетических рецептов даосов было намерение избавить тело от трех «червей», наносящих вред энергетическим центрам в организме, путем воздержания. Строжайшая диета запрещала подвижникам употребление спиртных напитков, мяса, пряностей, многих овощей и мучного. Взамен предлагались фрукты, орехи, ревень, некоторые лесные растения, соки, а также всяческие лекарственные микстуры и снадобья. До наших дней дошли рецепты традиционных настоев и пилюль, «продлевающих молодость и возвращающих юность» – не только, впрочем, даосских. Шаолиньские монахи разного времени в своей практике медитации, тренировки в боевых искусствах в течение долгих лет разрабатывали и исследовали целостную методику укрепления здоровья и продления жизни, в которой важное место отводилось питанию и диете.
Так, например, описывается монашеский рацион: «Основной продукт питания монахов – это зерна различных злаков. В день должно быть три разных продукта, а общее изменение рациона производится раз в неделю. Кроме того, нужно уделять внимание регулярности питания как по времени, так и в количественном отношении. Однако при этом не следует себя слишком ограничивать и питаться объедками…Весной нужно есть много свежей зелени. Во все времена года много пьют кипяченой воды…Вегетарианская, то есть не животного происхождения пища не только имеет богатый набор питательных веществ, но, кроме того, не допускает ожирения и препятствует возникновению многих болезней. Поэтому монахи разных времен в большинстве случаев были худыми, но обладали хорошим здоровьем и силой и, дожив до семидесяти лет, не прекращали свои занятия боевыми искусствами». И далее: «Пройдешь сто шагов после еды – проживешь до ста лет. Поэтому все монахи практикуют после еды ходьбу».
Кроме того, в каждом монастыре была богатая аптека всевозможных снадобий, микстур и пилюль на все случаи жизни: от простой профилактики и восстановления до излечения серьезных болезней и реанимации. К примеру, различные ушибы поверхности тела непременно сопровождались питьем нужных настоев на травах, без чего процесс регенерации поврежденных тканей был бы длительным. В «большой состав шаолиньского вина для укрепления-восполнения» входят пятьдесят компонентов, в состав «пилюль, продлевающих молодость» – более семидесяти.
С течение времени диетическое меню бойца претерпевало изменения, но даже в двадцатом веке наиболее фанатично настроенные члены сект и секций кэмпо (школа боевых искусств) считали, что в школах кулачного боя на мясо должно быть наложено табу, ибо оно отягощает организм и мешает циркуляции энергии ци.
Практический совет от меня
Пророщенные злаки
Насыплем горсти две зерен пшеницы в плоскую тарелку и зальем их водой так, чтобы зерна выступали над поверхностью воды. Поставим тарелку с пшеницей в теплое место, и через день-другой злаки прорастут. Промоем их свежей водой и попробуем съесть сырыми (по вкусу напоминают вареную кукурузу), тщательно пережевывая. Можно перемолоть проросшие зерна на блендере (мясорубке) и из полученной кашицы напечь лепешек на подсолнечном масле, добавляя по вкусу соль и лук. Содержащийся в пророщенных злаках витамин «Е» («витамин молодости») стимулирует вашу жизненную активность, повышает тонус. Принимать пророщенные злаки нужно, как лекарство, после еды и никогда натощак, небольшими порциями, так как сырая пища отягощает желудок.
Если понравилась статья – не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал! Искренне Ваш - Термит!