Не знаю, как вам, а мне постоянно попадаются негативные отзывы о создании изделий ручной работы на заказ. Мастера с возмущением рассказывают, как приходится носиться по городу в охоте за "таким же, но с перламутровыми пуговицами", постоянно слушать "ценные замечания" и пожелания от клиента и так далее, а потом ещё и уговаривать клиента всё-таки выкупить сделанную для него работу, что сделать удаётся далеко не всегда.
Да, работа на заказ - не для всех. Если вы уже на том уровне развития, когда можете сами диктовать покупателям условия, я вас поздравляю! Весь головняк работы на заказ вас не коснётся. Но если вы только начинаете, либо никак не можете выйти на стабильные продажи, а денег заработать с рукоделия всё же хочется, возможно, работа на заказ - это то, что вам нужно.
Справедливости ради, стоит отметить, что в работе на заказ есть и положительные стороны.
Конечно, такая работа требует от мастера большего терпения и коммуникационных навыков, чем в случае самостоятельного творчества. Чтобы напрямую взаимодействовать с клиентом, вам потребуются вежливость, тактичность и доброжелательность. Не все рождаются с этими талантами, но этому тоже можно научиться.
Иногда лучше жевать, чем говорить! Эти золотые слова нам подарила реклама какой-то жвачки в нулевых годах, но актуальность они сохраняют до сих пор.
Есть простое правило, справедливое для любой области деятельности: если вас кто-то чем-то раздражает, не спешите выдавать ему свою первую реакцию. Отвлекитесь, прогуляйтесь, переспите с этой мыслью, на худой конец. После того, как вы таким образом перекипите, вопросы и требования клиента перестанут казаться дурацкими, вы не нагрубите человеку и либо сохраните клиента, либо по-доброму сумеете ему отказать.
Кстати, такой подход позволяет и минимизировать процент отказов со стороны покупателей. Нужно изначально тщательно подходить к выбору этих самых клиентов, а не хвататься из жадности или из гордости за любой попавшийся заказ. Со временем каждый мастер научается узнавать, какой клиент - его, а с каким лучше расстаться ещё на берегу. И ещё один способ перестать упрашивать клиента выкупить сделанную для него работу - перейти на заказы по предоплате.
К числу неоспоримых плюсов заказной работы я могу отнести такие:
- ценник на заказную работу можно смело ставить на 20-50% выше, и такая цена не вызовет негатива у заказчика, потому что будет ему понятна,
- ваша работа гарантированно будет оплачена,
- материалы можно покупать сразу на деньги из предоплаты и именно те, что нужны для конкретного заказа,
- вы учитесь создавать что-то новое, при этом ваш труд оплачивается,
- созданная на заказ вещь может удачно вписаться в ваш привычный ассортимент и привлечь новых покупателей.
Дискутировать на эту тему можно долго, но правильное решение всё равно будет у каждого своё, и подскажет вам это решение только опыт. А если вы еще новичок в хендмейд-бизнесе, советую почитать, как мастеру одолеть синдром самозванца и как придумать удачное название для своего рукодельного проекта. Чтобы понять, подходит ли для вас в принципе хендмейд-бизнес, прочтите вот эту статью.
Желаю вам удовольствия от творчества и денег от его продажи 😎