Трамваи во многих городах России преданы забвению. Еще хуже ситуация там, где рельсы и вовсе демонтируют.
Обстановка год от года улучается, то не теми темпами, которые все ждут. Почему? Потому что вклад в строительство новых линий исчисляется в млрд рублей областного бюджета.
Но почему тогда трамваи строили еще до революции, строили в СССР и продолжают строить во всем мире?
Окупаемость.
Мы все с детства знаем следующие виды городского транспорта: трамвай, троллейбус, автобус и метро (всего в 8 городах России). Чуть позже появляются маршрутки и электробусы. Логично отнести их к "родословной" автобуса. В исключительных случаях строятся монорельсы и канатные дороги, но тут мы говорим о единичных проектах, а не о системе общественного транспорта.
1 Причина. Что выберет покупатель?
Именно покупатель, ведь от того СКОЛЬКО человек купят наши билеты, зависит сколько денег мы в итоге заработаем.
Итак, простой вопрос: автобус или метро? При прочих равных, конечно, метро! Быстро и свободно. Не будем комментировать час-пик. И там и там толпы людей. Т.е. метро приносит денег больше, чем автобус.
Но строить и обслуживать метро в городах с небольшим населением - безумно дорого. Что не скажешь о трамвае.
Обособленный новый состав движется также быстро, как и метро, а строительство и эксплуатация обходится в десятки, если не в сотни, раз дешевле. Для примера - трамвай в Краснодаре и трамвай в Париже. Красиво, обособлено, продаваемо.
2 Причина. Туризм
Если вы едете в Москву в первый раз, то стараетесь спуститься в подземку. Однако не стоит забывать сколько по времени строилось метро и почему разные станции выглядят по-разному. Например, станция "Охотный Ряд" не слишком-то и нарядная, а вот "Октябрьская" кольцевая выглядит как подземный дворец.
Воплотить такое в любом другом городе мира быстро и качественно можно. Но это будет стоить несколько годовых бюджетов страны.
Другое дело трамвай. Не нужно вырубать деревья рядом с путями, не нужно расширять дороги до 4-х полос, не нужно сносить здания.
Выделенная полоса, красивые вагоны и визитная карточка города готова!
Примеров тьма: пражский трамвай, лиссабонский, барселонский, трамвай в Мельбурне. Помимо толп туристов вы получаете возможность делать сувениры с символом города.
Это все хорошо, но где взять деньги на реализацию?
Реальность такова, что либо мы увеличиваем дороги, либо делаем рельсы для скоростного трамвая. Троллейбусы медлительны и неповоротливы, маршрутки и автобусы только усугубляют пробки. С каждым годом машин на дорогах все больше, потому что пока не будет создана качественная безбарьерная среда, люди будут отдавать предпочтение личному транспорту. И дороги вновь и вновь придется расширять. А трамвай строится один раз, затем можно только добавлять составы на линию.
Многие автомобилисты говорят: "Мы хотим ездить на общественном транспорте, но это ведь ужас!". Автомобиль хорош в дальних поездках и командировках, но ежедневное обслуживание машины стоит денег (цены на бензин видели?). И люди готовы приносить свои деньги в бюджет! Дайте им это сделать - запустите хороший общественный транспорт.
Частный инвестор. И снова пример "Чижика". Посмотрите как у них все продумано: составы сочного зеленого цвета, остановки нового образца, проездная карта. Помимо этого, у трамвая приоритет на светофоре! На подъезде автоматически загорается зеленый свет. "Чижик" - это наземное метро, где не нужно тратить время на спуск и подъем (что для Питера ой как актуально!). Как вы поедете домой: на таком трамвае или в маршрутке? По-моему, ответ очевиден.
Из хороших новостей: Тула, Челябинск, Краснодар, Казань и ряд других городов начинают выделять деньги для обновления трамвайной сети. Будем надеяться, что тенденция сохранится.
Что думаете, нужен ли вашему городу хороший трамвай? Или у вас итак все здорово?