Фраза, часть которой вынесенна в заголовок — the joy of communal living — зацепила меня когда я читал свежую заметку про Cornwall Gardens — очень любопытный дом в Сингапуре. Дом известный, построен в 2014 году, нахватал с тех пор несколько серьезных наград. Но что за joy такой? О чем они? Для нас «радости коммунальной жизни» звучит как название рубрики в шоу Ивана Урганта, в лучшем случае. Да и во всем цивилизованном мире соседи, ближние и дальние родственники, стремятся как правило держаться подальше от таких «радостей», жить независимо друг от друга, а общаться по мере желания и необходимости. В общем зацепило. К тому же, какова жизнь в домах построенных профессиональными архитекторами спустя несколько лет? Все ли у них получилось? Срослось ли, выявились ли недостатки? Особенно, если проект из ряда вон — поэтому я решил навести справки.
Владелец Cornwall Gardens, которому скоро стукнет 60 лет, назовем его Ли, человек не бедный. В 2009 году, в самый разгар кризиса, он очень удачно купил за $6,3 млн дом, который арендовала французская семья. Губа у Ли была не дура. Дом он купил в Букит Тимахе — одном из самых дорогих жилых районов Сингапура, расположенном практически в центре на холме — что само по себе уникально, поскольку город-государство лишен других возвышенностей. Максимальная высота холма 163,3 м над уровнем моря. Район знаменит одноименным заповедником, куда входит и всемирно известный Сингапурский ботанический сад. Кроме того, в Букит Тимахе находится резиденция премьер-министра страны.
Ли с супругой, назовем ее Ю, обратились в местное бюро Chang Architects и выразили желание построить «самый привлекательный дом на свете», предназначенный (внимание!) для совместного проживания четырех поколений, входящих в это многочисленное семейство. «Хозяева мечтали о тропическом рае, — говорит Чанг Юн Тер, основатель и глава Chang Architects. — Это был третий переезд в их совместной жизни и они хотели, чтобы он оказался последним. Им нужен был дом, из которого взрослые дети не захотят уезжать».
Расположение участка на склоне, традиционно считающееся «неблагоприятным» с точки зрения фэншуй, оказалось идеальным для тропического рая. Чанг обратил минус в плюс и придумал естественный водопад впадающий в пруд с разноцветными карпами. Дом, который арендовали французы, был снесен, но многие материалы пошли в дело. Древесина пригодилась для напольных покрытий и шкафов. Чангу понадобились еще старые железнодорожные шпалы, когда-то используемые на путях из Сингапура в Малайзию. Весьма символично, кстати, поскольку детство Ли прошло на каучуковых плантациях в Джохоре, на юге полуострова. Стены обшили толстым слоем дерева разной степени обугленности. Во-первых, древесный уголь обеспечивает прекрасную изоляцию от шума, естественным образом фильтрует дождевую воду и воздух. Во-вторых, согласно традициям, он генерирует добрую земную энергию и символизирует удачу.
Все, что можно было перевезти из предыдущего дома хозяев — старые светильники, оконные панели, резную индийскую дверь — нашло применение в Cornwall Gardens. Квартиры выходят во внутренний двор, к свету и свежему воздуху. Все они могут быть расширены на случай увеличения количества членов семьи. Примечательно, что в доме нет гостиной. А для больших семейных собраний, которые могут насчитывать до 50 человек, гости собираются в подвале, где есть винный погреб с достаточным количеством сидячих мест. Неплохо.
В доме культивируется более 20 видов растений, в том числе птичий гнездовой папоротник, мангровый папоротник, паукообразная лилия, маракуйя. Глава семьи выращивает здесь манго, лонган и гуаву. В типично жаркий для Сингапура день, воздух остывает под пышной растительностью, температура в комнатах примерно на одиннадцать градусов ниже чем на улице. Кондиционеры конечно же есть, но ими редко пользуются.
Происходят и чудеса. Вместе с хозяевами в Cornwall Gardens живут их престарелые родители. Бабушка, страдающая слабоумием, до этого ни с кем не общалась. «Я наблюдал за ней какое-то время, — говорит Чанг. — Когда впервые заговорил с ней, она лишь молча смотрела на меня. Теперь она улыбается. Я думаю, природа сыграла свою роль. Водопад, вода, находящаяся в движении, производят много отрицательных ионов, оказывающих положительное влияние на настроение. Когда идет гроза, люди редко ссорятся».
Ну и в качестве послесловия. В Сингапуре законы не только строго регулируют регламент и параметры строительства, но и тщательно соблюдаются. К примеру на участке 1500 квадратных метров вы не можете застроить все 1500, а лишь условно 1000, оставив необходимый газон; высота должна быть на уровне соседних домов и многое, многое другое. В тоже время Чанг Юн Тер, оставаясь в рамках закона, построил дом, похожего на который нет не только в Сингапуре, но и вообще в мире. Что свидетельствует о совершенстве местного законодательства, не сдерживающего, а наоборот, поощряющего творчество. Cornwall Gardens выглядит на самом деле как законченная экосистема. И не где-нибудь на Марсе, а в густонаселенном Сингапуре. Здесь используется дождевая вода, экономится энергия, наверняка как-то перерабатываются отходы (мы точно не знаем, но легко предположить). Здесь рождаются и умирают в конце концов. Здесь испытывают радости коммунальной жизни. И думаю, что бабушка стала вновь улыбаться не только под воздействием отрицательных ионов. Ей просто здесь нравится.