Найти тему
КиноКабаша

Le cinéma fantastique. Часть вторая. 5 из 70

Оглавление

Продолжаю рассказывать о фантастических лентах французского производства. На сей раз разговор пойдет про 70-е годы двадцатого века. Первую часть и историю о фантастике Франции в 60-х можно прочитать здесь.

Итак, 70-е – психоделика и раскрепощенность предыдущих лет постепенно сходит на нет, однако нарочито откровенная сексуальность вкупе с ростом увлечения ЛСД продолжает быть популярной. Эти тенденции среди прочего найдут свое отражение и в фильмах того времени.

В целом в обществе наступает эпоха независимого кино и рок-музыки, в кино начинает зарождаться понятие блокбастеров и грядет эра Нового Голливуда, связанная с отменой пресловутого закона Хейса и падением привычной, устоявшейся годами студийной системы кинопроизводства.

Франсуа Трюффо, французский кинорежиссер и сценарист
Франсуа Трюффо, французский кинорежиссер и сценарист

Жизнь не останавливается и в европейском кино. Возникшая в конце 50-х и достигшая своего пика на протяжении последующего десятилетия, новая волна французского кинематографа постепенно преобразилась, заложив фундамент будущей теории авторского кино (cinéma d'auteur) – концепции, которая провозгласила режиссера самой важной и ключевой фигурой всего кинопроцесса.

Несмотря на наличие целого коллектива людей, работающих над картиной, приверженцы этого течения считают, что деятельность всего коллектива направлена лишь на отражение и воплощение художественного замысла, созданного и придуманного именно режиссером. Впрочем, теория авторского кино – это совсем другая и очень длинная история, а мы вернемся во Францию 70-х.

Кадр из фильма "Спермула" (1976)
Кадр из фильма "Спермула" (1976)

Итак, порадовав фантастическими лентами различной тематики и стилистики (комедия и антиутопия, триллер и серьезная мелодрама) в предыдущее десятилетие, французский кинематограф 70-х использовал фантастическое или вымышленное лишь в качестве внешнего обличия, в качестве обертки для показа совершенно других, нефантастических тем и историй.

В эти годы на экраны, к сожалению, вышли лишь несколько по-настоящему фантастических лент, большинство же других картин, причисляемых к жанру, можно назвать таковыми лишь условно, причем во многих из них при желании вполне можно было обойтись без этой самой фантастической составляющей.

Время умирать / Le temps de mourir (1970)

-4

Успешный и богатый бизнесмен по имени Макс Топфер, лицо которого не знает практически ни одно СМИ, неожиданно получает в руки кинопленку, на которой запечатлено его будущее убийство в его собственном доме неизвестным ему человеком.

Бобина с пленкой была у девушки, упавшей с лошади, которая ничего не помнит. Но она уверена, что все произошедшее на пленке правда. Топфер решает сам все выяснить и по возможности предотвратить трагедию.

На самом деле перед нами пример фильма, в котором фантастика присутствует побоку, став лишь условно-необходимым объяснением феномена девушки с памятью из будущего. В остальном, "Время убивать" - это классическая драма о человеке, который, увидев собственную смерть, теперь пытается понять это и принять. Или не принять.

Подробнее о фильме в отдельной статье.

Анонимное общество Франции / France société anonyme (1974)

-5

На дворе февраль 2222 года, перед нами на экране тело французского наркобарона, в котором искусственно поддерживается жизнь. Он вспоминает о делах давно минувших дней. В центре повествования – 70-е годы двадцатого века, пик его карьеры и решение правительства легализовать наркотики, сделав их употребление законным и подконтрольным.

"Анонимное общество Франции" - это типичный, не блещущий ничем триллер с неторопливым сценарием и обильным присутствием сатиры на современное общество. При этом сатира не едкая. Такой себе небольшой укор о том, в какой тупик зашло современное общество того времени.

Подробнее о фильме в отдельной статье.

Солнца острова Пасхи - Les soleils de l'Ile de Pâques (1972)

-6

Шесть человек, не знающих друг друга и находящихся друг от друга в миллионах километров, внезапно начинают видеть во сне странные быстро сменяющиеся фотографии и рисунки, а на левой ладони у каждого из них появляется странное серебристое новообразование.

Спустя некоторое время они понимают, что для разгадки таинственного пятна им необходимо оказаться на острове Пасхи, где произойдет какое-то важное событие, о котором пока никто ничего не знает.

Снятый словно научно-популярный фильм от Дискавери или National Geographic, фильм, судя по всему, будет интересен лишь тем, кто интересуется оккультизмом, медиумами и контактами с внеземными цивилизациями.

Всем остальным предлагается лишь наслаждаться красотами Рапануи (другое название острова Пасхи) вприкуску с кадрами, снятыми в Вальпараисо и Рио-де-Жанейро.

Подробнее о фильме в отдельной статье.

Все тенали бороговы / Tout spliques étaient les Borogoves (1970)

-7

Небольшой (всего 75 минут) фантастический фильм режиссера Дэниэла Ле Комте представляет собой экранизацию одноименного рассказа Генри Каттнера, написанного им в сотрудничестве со своей женой Кэтрин Мур в 1943 году.

Рассказ повествует о двух детях, которые играют в странные, по мнению их родителей и других взрослых, игрушки, которые кажутся всем остальным какими-то нелогичными, неправильными и бесполезными. И единственный кто хотя бы немного понимает детей – это доктор психиатрии.

Подробнее о фильме в отдельной статье.

Дикая планета / La Planete Sauvage (1973)

-8

На планете Игам доминирующим видом являются огромные (по человеческим меркам) и высокоразвитые голубые существа с красными глазами – драги.

В качестве домашних животных и для своего развлечения они содержат крохотных омов (существ, привезенных с планеты Терра), которые время от времени убегают, сбиваются в стаи и причиняют много хлопот драгам. Постепенно доходит до того, что драги решают уничтожить омов.

Вышедший в далеком 1973 году полнометражный мультипликационный фильм французского аниматора Рене Лалу и художника-иллюстратора Ролана Топора о далекой и странной планете Игам является сегодня одним из первых ярких образцов европейской анимации для взрослого зрителя.

Подробнее о фильме в отдельной статье.

Другие фильмы этой эпохи

Помимо перечисленных в рассматриваемые 10 лет вышло еще несколько фантастических лент, произведенных в стране вина и сыров. Среди них:

- бесконечно плохая "Спермула" (хотя замысел у ленты, надо признаться, отменный, но его очень сильно испортила из рук вон плохая реализация, которую не спасают даже несколько почти порносцен, добавленных к сюжету);

- милая, очень странная, красивая и малоразговорчивая "Черная луна" Луи Маля, предвосхитившая развитие движения за права женщин и показывающая на экране современную историю Алисы в Зазеркалье. Самый малоизвестный и плохо принятый критиками проект известного французского режиссера;

- добрая, простая и местами безумно наивная экранизация рассказа Уэллса – картина под названием "Чудесное посещение" или "Чудесный визит" Марселя Карне, один из его последний фильмов, который по сути своей есть философская притча нежели фантастика или фэнтези.

Заключение

Вместе со сменившимися настроениями и тенденциями в обществе соответственно менялся и кинематограф. Прекрасно стартовав в 60-е, французское фантастическое кино в последующие десять лет словно заснуло или взяло передышку, позволив зрителю увидеть лишь пару-тройку по-настоящему фантастических лент, на фоне которых большинство остальных картин, причисляемых к жанру фантастики, на самом деле играли на совершенно других полях: будь то триллер или мелодрама, вплоть до религиозной мистики, но никак не являясь старой, доброй фантастикой.

А за океаном дела с сай-фаем обстояли совершенно по-другому: Лукас выпускает первую часть "Звездных войн", Спилберг снимает "Близкие контакты третьей степени", Ридли Скотт работает над "Чужим", Ричард Доннер – над "Суперменом".

-9

В СССР выходит на экраны "Солярис" и "Сталкер" Тарковского и дилогия "Москва - Кассиопея", а также ряд сказок или, как сейчас сказали бы, фэнтези-фильмов.

Как видим, вне Франции жанр не просто живет, а расцветает и сверкает всеми возможными гранями и вариациями, предлагая зрителю фантастику вкупе с хоррором, философией и мелодрамой, космическую оперу и ужасы далекого холодного космоса, сказку и веселые, увлекательные межпланетные приключения.

-10

Как покажет будущее, 70-е годы двадцатого века станут, наверное, одним из самых важных периодов в становлении и развитии жанра. Временем, когда на экраны выйдут ленты, которым суждено будет стать жемчужинами не только жанра фантастики, но и всего кинематографа.

Если вам нравится кино, подписывайтесь на канал.
Читайте, ставьте лайки, делитесь в соцсетях.
Заранее спасибо и смотрите кино!