К 1948 году стало понятно, что в Гражданской войне в Китае победят коммунисты. Перед оставшимся в Китае белоэмигрантами и их потомками стал сложный выбор – переехать в СССР, где им придется оправдываться за непримиримость к советской власти или оставаться в Поднебесной, где им грозит расправа со стороны местных коммунистов. Но был и третий путь. Белоэмигранты решили искать новую Родину.
Угроза застрелиться
Спасать соотечественников взялся бывший казачий есаул – Григорий Кириллович Бологов. Он создал Ассоциацию русских эмигрантов и стал писать обращения к правительствам разных государств, в которых просил приютить беглецов. Оказать временную помощь русским согласились только Филиппины, а организацией переезда занималась IRO (Организация по делам беженцев при ООН).
Эвакуации подлежало всего 500 человек, но есаул Григорий Бологов достал револьвер и сказал представителю IRO мистеру Кларку, что если не перевезут всех желающих, то он застрелиться. Чиновник уступил и до мая 1949 год в Филиппины из Шанхая переправили шесть тысяч белоэмигрантов и их потомков. Каждый человек мог взять с собой багаж весом 23 килограмма.
Новым местом жизни русских людей стал тропический остров Тубабао, а сам лагерь организовали на бывшей базе армии США. До прибытия пароходов с беженцами Бологов отправил туда полсотни молодых людей, организовавших минимальные условия для проживания.
Русский мир на филиппинском острове
Спали люди на раскладушках, работали на кухне, в строительстве инфраструктуры и в офисе, где помогали оформлять документы. Лагерь перерос в палаточный городок, поделенный на 14 районов. Поселенцы страдали от постоянных дождей, ураганов, москитов и скорпионов, однако постепенно жизнь налаживалась и русские смогли построить на тропическом берегу свой мир.
Беженцы открыли две школы, скаутский отряд, а в местной старой церкви организовали православный храм, где служил батюшка Филарет. Он хоронил умерших, крестил, рожденных в лагере детей и венчал молодоженов.
Вместе с мамой и отцом – белым офицером на Тубабао прибыла Наталья Сабельник, сегодня возглавляющая Конгресс русских американцев. Женщина вспоминала: «…в центре лагеря была большая площадь, которую назвали Красной. Несколько раз в неделю там показывали фильмы. Регулярно устраивали танцы под оркестр – на острове было много музыкантов. На Красной площади устраивались костюмированные балы для детей, а на Новый год среди пальм ходил Дед Мороз.
С филиппинцами русские ладили, но неприятные инциденты случались. В своем дневнике беженка Н.Пуцято записала: «Один пьяный филиппинский полицейский бросился на папу с пулеметом ни с того ни с сего, но его трезвые товарищи увели его скорее. Они всегда задевают белых женщин, заводят знакомство…». Однако такие ситуации были скорей исключением чем практикой.
Судьба русских беженцев
Жизнь лагеря финансировала IRO, она же взяла не себя организацию переселения беженцев в разные страны. Планировалось, что русские проведут на острове четыре месяца, но некоторые беженцы прожили на Тубабао более двух лет.
Три сотни виз выдал Парагвай, а тысячу Аргентина. Эти страны отдавали предпочтение людям готовым работать в сельском хозяйстве. Беженцы выезжали во Францию, Турцию, Австралию, Чили, Бразилию, Японию, Таиланд, Доминикану и даже Чад. Большая часть тубабаовцев в 1951 года на трех пароходах отправились в США и осели в Сан-Франциско.
Русским помог сенатор Уильям Ноланд, который продвигал закон, повышающий квоты для прибывающих в страну беженцев. В конце в 1951 года на Тубабао обрушился тропический тайфун, который полностью уничтожил лагерь. К тому времени в городке оставалось 118 человек. Служащие IRO перевезли последних беженцев в Манилу, где они дождались своей визы.
В 1953 году лагерь был закрыт, его территория заросла джунглями, а история маленького русского Шанхая на острове Тубабао позабыта, и для современного поколения является почти бессмысленной... Но достойной освещения с весьма длинным и правдивым заголовком: "о благородном спасении филиппинцами отчаянных русских людей, лишенных крова и средств для существования.
Автор: Александр Бражник