В детстве меня спросил психолог: "Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?". Не думая ни минуты, я ответила: "У меня есть мечта однажды стать психологом и много разговаривать".
Вместо того, чтобы смутиться или отчитать меня, психолог сказал моим родителям, что у меня есть мания величия, и меня отправили на специальное обучение.
К 3 годам у меня была двадцать первая ушная инфекция, которая переросла в нарушение слухового восприятия, что очень затрудняло обработку речи в реальном времени. Я всегда чувствовала себя на шаг или два позади остальных детей в классе. В результате я ушла в свой внутренний мир.
Я возвращалась домой и писала истории о путешествиях во времени, представляла сюжеты мыльных опер и представляла сценарии будущего, в котором я была успешным психологом. Эти детские мечты давали мне столь необходимый выход из реальности в школе, где надо мной издевались ученики и недооценивали учителя. Но никто не имел доступа к моему самому личному разуму, полному планов на будущее и мечтаний о другом мире. Однако, как для учеников, так и для учителей, моё умственное отставание от школы стало лишь дополнительным доказательством моей неспособности учиться.
Этот ранний опыт заставил меня осознать силу мечтаний, способность преодолевать ограничения настоящего и путешествовать в далекие места и эпохи - наш внутренний поток самосозданных образов, воспоминаний, фантазий и внутренних монологов. Они возникают сами по себе, а не от восприятия. Уильям Джеймс, основоположник американской психологии, однажды был сбит с толку, когда его обвинили в том, что он действительно присутствует в его собственных мыслях.
К сожалению, история не была так добра к мечтам. Фрейд считал, что мечтатели являлись детьми и невротиками. В 1960-х годах учебники психологии предупреждали учителей, что мечтающие студенты направляются к психозу. Даже сегодня ученые уделяют несоразмерно большое внимание стоимости мечтаний. В одном из недавних исследований два выдающихся психолога провозгласили, что "блуждающий ум - это несчастный ум".
Более 50 лет назад пионерское исследование под руководством Йельского Джерома Л. Сингера установило, что мечтательность широко распространена и является нормальным аспектом человеческого опыта. Зингер обнаружил, что большая часть общества состоит из "счастливых мечтателей" - людей, которые наслаждаются яркими образами и фантазией. Они используют мечтательность для построения своего будущего. Эти мечтатели "просто ценят и наслаждаются своим личным опытом, готовы рискнуть потратить на него определенное количество времени, но также, очевидно, могут использовать его для эффективного планирования и для самосовершенствования в периоды монотонной деятельности или скуки", сообщает Зингер. Он назвал это "позитивно-конструктивным мечтанием".
Классические находки, однако, часто игнорируются, а мечтательность отвергается как бесполезная умственная деятельность и родителями, и учителями, и менеджерами, и учеными-исследователями. С точки зрения эволюции, их мнение не имеет смысла. Почему примерно половина наших часов бодрствования должна быть потрачена на деятельность, которая потенциально может поставить под угрозу выживание, если не с какой-то целью?
От Инстаграмма до Xбокс, от заседаний совета директоров до лекций в классе - мы живем в эпоху, когда внешнее окружение предъявляет убедительные и противоречивые требования к нашему вниманию. Редко у людей есть время для размышлений, воображения или мечтаний. Как отметил Зингер, наше человеческое состояние таково, что мы навсегда находимся в ситуации, когда решаем, сколько внимания уделять самосозданной мысли, и сколько - информации из внешнего социального или физического окружения.
И все же, отбрасывая баланс внимания для того, чтобы вместить в себя больше эгоистичной мысли, мы можем на самом деле приблизиться к осуществлению мечты, которую мы больше всего хотим для себя. Человеческая способность к умственному путешествию во времени, как оказалось, дает нам огромные возможности для реализации наших самых сокровенных желаний и стремлений.
За последнее десятилетие ученые начали по-другому смотреть на сны и открыли для себя удивительные преимущества отпущения настоящего момента. Становится ясно, что мечтательность - умственная деятельность, которая исторически рассматривалась лишь как упущение внимания, - может привести к тем самым результатам, которые ученые в течение долгого времени считали главной областью восприятия и когнитивного контроля. Исследования сейчас показывают, что цена короткого дробления нашей внутренней жизни высока: мы игнорируем наши мечты в ущерб оптимальному обучению, творчеству и благополучию.
Разные мечты, разные жизни.
Люди сильно отличаются друг от друга по содержанию своих мечтаний. В своей новаторской работе Зингер выделил три основных стиля мечты, каждый из которых связан с определенным профилем личности.
- Первый тип, плохой контроль над вниманием, характеризуется легкой отвлекаемостью и трудностью концентрации либо на внешней среде, либо на непрерывной цепочке мыслей. Люди с этим стилем не сообщают о замысловатых мечтах и имеют низкий балл в сознании.
- Второй тип мечтаний - виноват, дисфоричен, вызывает неприятные эмоции, такие как беспокойство, чувство вины, страх неудачи, а также навязчивые, враждебные и агрессивные фантазии о других людях. Такие мечтатели очень невротичны.
- А еще существует позитивно-конструктивное мечтание, связанное с открытостью к переживанию и отражением стремления исследовать идеи, воображение, чувства и ощущения. Открытость к переживанию связана со многими показателями психологического здоровья, включая счастье, положительные эмоции и высокое качество жизни.
Содержание мечты играет большую, но скрытую роль в эмоциональном благополучии. Люди, которые сообщают о наименее негативных мечтах, испытывают самый низкий уровень негативных эмоций и депрессии.
Практика, практика
Помимо того, что снять скуку, предоставив неограниченный источник внутренне генерируемых развлечений, "День мечты" предлагает огромную арену для реализации нашего собственного потенциала.
В одном из недавних исследований, мечтающие участники были прерваны с периодичностью и их попросили записать свои мысли. Исследователи обнаружили, что значительная часть эпизодов блуждания мыслями участников была связана с мыслями о будущем. Более того, те, кто больше всего думал о будущем, имели самый высокий уровень контроля над вниманием - они лучше всего могли поддерживать свои мечты.
Исследователи во главе с Джонатаном Школером из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре пришли к выводу, что у большинства людей есть "перспективная предвзятость" - когда у них есть время для самоанализа, их мечты ориентированы на будущее и связаны с достижением долгосрочных целей. Перспективная предвзятость, как представляется, носит универсальный характер. Она проявляется в различных культурах, в том числе в Европе, США, Китае и Японии.
Кроме того, исследователи полагают, что потенциальная предвзятость выполняет функцию "автобиографического планирования" - постановки и предвосхищения личностно значимых будущих целей и ментального моделирования возможных сценариев будущего, включая эмоциональные реакции других людей и самих себя в ответ на воображаемые события.
Их выводы подтверждают ранее проведенные психологом Эриком Клингером исследования, показывающие, что и сны, и ночные сны людей отражают текущие заботы - будь то мысли о невыполненных намерениях (пригласить того парня на свидание, заполнить заявление о поступлении в аспирантуру) или давние нерешенные желания, начиная от сексуальных и социальных устремлений и заканчивая альтруистическими или мстительными позывами. Другими словами, мечты отражают полный калейдоскоп человеческих побуждений. (См. "Сцены мечты" ниже).
Как ключевая особенность мечтаний, такое автобиографическое планирование может быть полезным в классе. В одном исследовании психологи разработали девятинедельную программу внеклассных занятий, в рамках которой студентам было предоставлено время вообразить себе желаемое академическое будущее и отработать навыки, необходимые для их реализации.
К концу учебного года мечтающие студенты сообщили о более тесной связи со своей школой, о большем беспокойстве по поводу хорошей успеваемости в школе, о большем количестве стратегий для фактической реализации их мечты и о лучшей посещаемости. Более того, они смогли лучше сбалансировать свои положительные ожидания с опасениями по поводу возможных результатов. Также значительно сократилось количество проблем с поведением среди мальчиков. Другими словами, мечтательность помогла ученикам достичь того, что, по мнению педагогов, им мешает.
Воображение будущего само по себе выплачивает дивиденды еще долгое время после окончания школы. В одном из самых длительных и всесторонних исследований творческих достижений, когда-либо проводившихся психологом Э. Полом Торрансом, более 30 лет он следил за группой детей младшего школьного возраста. Он собрал широкий спектр показателей творческих и схоластических обещаний. Поразительно, что он обнаружил, что лучшим предсказателем личных и общественно признанных творческих достижений на протяжении всей жизни - даже лучше, чем академические показатели, такие как школьные оценки и IQ-баллы - является степень, в которой дети имеют четкое представление о себе, ориентированное на будущее.