Найти в Дзене
Владимир Житник

Эраст Фандорин. "Особые поручения", "Статский советник" и "Коронация, или последний из Романов". Часть вторая.

В предыдущей статье рассказывалось о первых четырёх романах Б. Акунина про Э.П. Фандорина. В данной статье будут спойлеры из книг. Следующие четыре романа - "Пиковый валет", "Декоратор", "Статский советник", "Коронация, или последний из Романов". "Пиковый валет" и "Декоратор" входят в один роман - "Особые поручения", однако они настолько различны по стилистике, что можно считать их за отдельные книги. Мои первые впечатления о данных книгах были таковы: это самые мрачные романы из всего цикла. В них больше детектива как жанра, больше натурализма. Я читал-то их уже в юношеском возрасте, однако и тогда они вызвали негативные эмоции, особенно на контрасте с первыми книгами. Негативными потому, что рассказывали совсем о другом, в них фигурировал совершенно иной Фандорин, не похожий на предыдущего. В книгах стала больше острых моментов, тем более что связаны они были с российской историей, на этот раз, показывая страну изнутри. Вот, например, "Декоратор" - это вполне себе настоящий дете

В предыдущей статье рассказывалось о первых четырёх романах Б. Акунина про Э.П. Фандорина. В данной статье будут спойлеры из книг.

Следующие четыре романа - "Пиковый валет", "Декоратор", "Статский советник", "Коронация, или последний из Романов".

"Пиковый валет" и "Декоратор" входят в один роман - "Особые поручения", однако они настолько различны по стилистике, что можно считать их за отдельные книги.

Мои первые впечатления о данных книгах были таковы: это самые мрачные романы из всего цикла. В них больше детектива как жанра, больше натурализма. Я читал-то их уже в юношеском возрасте, однако и тогда они вызвали негативные эмоции, особенно на контрасте с первыми книгами.

Негативными потому, что рассказывали совсем о другом, в них фигурировал совершенно иной Фандорин, не похожий на предыдущего. В книгах стала больше острых моментов, тем более что связаны они были с российской историей, на этот раз, показывая страну изнутри.

Вот, например, "Декоратор" - это вполне себе настоящий детектив в духе Агаты Кристи, однако написанный автором, а не авторшей. А посему - сюжет более острый, сцены натуралистичнее, и во время прочтения становится по-настоящему жутко. Создаётся полное впечатление правдоподобности (тем более что роман о реально действовавшем преступнике: см. "Декоратор"), что говорит, скорее, о мастерстве автора, а не о простом желании его устрашить читателя.

Однако нельзя сказать, что данная часть цикла значительно хуже предыдущей - она просто иная.

Первую серию можно назвать исторической: сюжет происходит на фоне важнейших событий: русско-турецкой войны 1877-1878 годов, конца эпохи Александра II Освободителя и Великих реформ. История тесно переплетается с вымыслом, жанр исторического романа сочетается с детективным жанром. Основная тема с четвёртой по восьмую книги - политика. Фандорин предстаёт перед читателем государственным служащим, перед которым раскрывается всё политическое закулисье Российской империи. Прежние персонажи фандоринских романов - чудаковатые англичане, бойкие французы, европеизированные японцы - уступают место российским чиновникам, на изображение коих автор не скупится в красках.

Нет, политическая Россия в фандоринском цикле - это не "История одного города" и не гоголевский "Ревизор": всё гораздо сложнее и драматичнее. Проблема российского терроризма остро поставлена в "Статском советнике", что сделало эту книгу более удачной из серии и понятной российскому читателю. Ответ на вопрос о том, как относиться к революции, у Фандорина находится сиюминутно: зло должно быть искореняемо, и заниматься статский советник Фандорин готов этим до тех пор, пока убеждён, что сам служит на стороне Добра. Как только теряется эта убеждённость, а государство начинает бороться с революцией путём провокаторов и политических интриг, Фандорин уходит. Уходит - и это финал окончательный, в отличие от одноимённого фильма.

К слову, ещё одна важная особенность второй четвёрки - изменилась география сюжета: прежняя картина мира, яркая и многообразная, где присутствовали различные страны и народы, сменилась всего лишь одним городом. Сюжет всех книг происходит в Москве - в этом древнем городе, не являвшейся на тот момент столицей России. И это не случайно - дух "Статского советника" и "Коронации" целиком посвящён России, её прошлому, настоящему и будущему.

Лично мне из второй четвёрки книг больше всего запомнилась "Коронация, или последний из Романов". Если из первых четырёх романов я более всего перечитывал "Левиафан", то "Коронация, или последний из Романов" мне нравится больше из второй серии. Изначально, меня подкупала история в акунинских книгах, теперь же - художественное разнообразие. В "Коронации" больше действия, больше сопереживания главным героям и, наконец, большее количество положительных героев (взять того же Афанасия Зюкина, дворецкого семьи великого князя, изнутри знавшего все тайны династии Романовых, а заодно, выступившим и резонёром книги, этаким поборником нравственности; или великая княжна Ксения Георгиевна). Читая эту книгу, поневоле задумываешься: хорошо было бы прочесть какие-нибудь мемуары, составленные дворецким императорской семьи Романовых (или садовником Габсбургов, к примеру..). Но это уже мечтания, не относящиеся к теме статьи.

К тому же, коронация последнего русского императора стала политическим завершением девятнадцатого столетия, эпохи сыщиков и великой литературы.

По идее, должен был завершиться и век девятнадцатый в фандоринском цикле, тем более, что сам Эраст Петрович завершил ещё в "Статском советнике" свою служебную карьеру, вдоволь "искупавшись" в политических джунглях, отведав и милости, и гнева государева.

Продолжение следует...

Чтобы прочесть первую статью про Э.П. Фандорина, пройдите по ссылке https://zen.yandex.ru/media/id/5c849f8307f8ae00b319d0ca/erast-fandorin-ot-azazelia-do-smerti-ahillesa-chast-pervaia-5dba84ec118d7f00b04341f6