7 декабря 1995 года в Хабаровском крае потерпел крушение пассажирский самолёт ТУ-154, на борту которого находилось 97 человек, включая экипаж. Поисковая операция осложнялась коротким световым днем, большими расстояниями от предполагаемого места падения самолета до аэродромов базирования, низкой температурой (-30С) и глубоким снежным покровом. Последнее существенно затруднило поиск "черных ящиков" с разбившегося самолета.
Поисковые работы велись с помощью вертолетов и пешим порядком в районах, где визуальное обследование с воздуха из-за сложного рельефа было затруднено.
В течении 8 дней спасатели совершили несколько поисковых выходов по отрогам сопок и долинам рек, заваленных упавшими деревьями, по глубокому (1,5-2 метра) снегу. Поисковые работы и эвакуацию останков погибших удалось успешно завершить только к исходу второй недели - 18 декабря 1995 г.
В этот же день спасатели на самолете Ил-76 с размещенным в нем вертолетом Бо-105 были переброшены в аэродром Камрань (Вьетнам), где 12 декабря при посадке в сложных метеоусловиях потерпели крушение в скальной местности три истребителя Су-27, возвращавшиеся с авиационного салона в Малайзии. Первоначально поиск тел летчиков вели местные силы, но они результатов не дали.
Российские спасатели, попавшие после 30-градусного холода в 30-градусную жару, осложненную почти 100% влажностью, сразу же приступили к работе. К месту аварии добирались по бездорожью через заросли, кишащие тропическими насекомыми. Так как тела летчиков пролежали 10 дней в жарком, влажном климате, то при их эвакуации на вертолете пришлось работать в противогазах.
Поисковые операции, проведенные как в условиях мороза, так и в жару, еще раз продемонстрировали высокие профессиональные и физические качества российских спасателей, их психологическую устойчивость.
"Прежде всего прорубили узкую тропу, пробираясь сквозь немыслимые дебри, богато усыпанные колючками, и каждую минуту ожидая нападения змей или ещё какого-нибудь экзотического существа. Поэтому, несмотря на жару и духоту, приходилось двигаться полностью одетыми, в перчатках. На случай необходимости спасатели тащили с собой отрезную машинку на бензоприводе и портативную бензопилу. Целый день понадобился, чтобы выйти к месту падения самолетов", - из воспоминаний Л.С. Радуна, спасателя международного класса Центроспаса.
Фотографии из открытых источников: https://aviator.guru/blog/43170580830/«Russkie-Vityazi»:-posledniy-poletutm_referrer=mirtesen.ru?nr=1&utm_referrer=mirtesen.ru
https://ruspekh.ru/events/krushenie-avialajnera-tu-154-pod-khabarovskom