Том Круз - актер карликового роста, чья актерская игра строится на одном приеме - умении открывать и приоткрывать рот, делая что-то вроде мужской версии женского "фиш фейса". Однако это не помешало ему стать самым оплачиваемым актером на Земле - благодаря раннему фильму "Рискованный бизнес".
Малый рост (по очень подробному исследованию, с кучей расчетов, на тот год - 170 см) не помешал Тому Крузу получить главную роль. Так случалось не всегда - в 1982 году он отправился на прослушивание для сериала вместе с актрисой Хизер Локлер (известной по роли в «Мелроуз Плейс»). Хизер в проект взяли, а Круза отсеяли из-за маленького роста.
Чем же фильм так хорош и почему прославил Круза?
Начну издалека. Аж в 1978-м году евреи в Израиле сняли первый фильм из целой серии комедий про озабоченную молодежь - "Горячую жевательную резинку". Этих резинок, как и пирогов в дальнейшем, вышла целая куча. Суть всех фильмов проста - похабная комедия про молодежь и сексуальные темы. Всегда там есть типажи: красавчик, жиртрест, главная школьная звезда и т.д.
"Рискованный бизнес" 1983 года режиссера Пола Брикмана стал фильмом в том же тренде, но, в отличие от бесхитростных резинок, по настоящему талантливым и намного более глубоким. Фильм получился гораздо более жизненным и потому его помнят и смотрят до сих пор ("Пироги", кстати все забыли, да сейчас они на Западе вообще не в тренде - там шеймят толстяков, все герои белые красавчики и т.д., а в нашу эпоху бодипозитива никто не будет снимать фильм о том, как ухлестывать за школьницами топ-модельной внешности).
Но вернемся к "Бизнесу"
Том Круз - школьник-задрот, на которого давят родители (что надо поступать в элитный колледж, стать стипендиатом и т.д.). Для фильма его заставили отожраться, чтобы был пухлее. Надо сказать, что это самое моральное давление он сыграл убедительно. Постоянного стресса добавляют нерелиализуемые эротические фантазии. Поэтому сразу после отъезда опостылевших родителей из родного Чикаго в местное Сочи ботан решает разделаться с постывшей девственностью наиболее эффективным методом - снять проститутку.
Но тогда не было интернета и книжки, подобной моей "Экономике", которая научит правильно это делать. Всем рекомендую ее скачать здесь, чтобы узнать все о современном проституточном бизнесе в РФ.
Поэтому со съемом путаны у Тома Круза первый блин комом - по газетному объявлению приезжает здоровенный негр-трансвестит. Сжалившись над школьником (но забрав деньги за выезд), он дает ему контакты няшной Ребекки де Морней. Далее следует очень красиво и легко, не пошло, снятая эротическая сцена (без транса), но за все в этой жизни надо платить и неопытный Джоэл (Круз) понимает, что ночной прайс его новой подруги ему не по карману. В итоге его прессует ее сутер, отжимая всю мебель и дурацкое хрустальное яйцо, которым очень дорожат родители. Но Круз выходит из положения, став сутером самостоятельно - вспомнив, что он не единственный озабоченный школьник в Чикаго, он решает проблемы таких же как он, и попутно удачно проходит то самое, наиболее важное в жизни собеседование с бизнес-преподом.
Хитрое лисье лицо Реббеки в сейчас выглядит совершенно современно, да и одета она почти по моде нашего времени. А хрустальное яйцо, которое отжимает сутер и возвращает Круз - ясный символ тяжкого пресса общества, груза амбиций собственных и ожиданий от окружающих, одолевающих молодого человека. Именно эта смысловая нагрузка и сделала Тома Круза после фильма звездой всеамериканского масштаба, а самого героя - чем-то вроде американской версии нашего "Курьера", короче, архетип поколения. Главный герой в фильме твердо усваивает: в деньгах вся сила, нет ничего невозможного для человека с интеллектом. Поэтому-то фильм и актуален, ибо акцентирует не только на сиськах.
В будущем школьник Джоэл (Круз), конечно, станет яппи, типа героя фильма "Уолл Стрит" или даже "Американского психопата", но это линия судьбы по фильму 80-х . В нашей же кинореальности, в посмертном мире так и не постаревшего за 37 лет героя "Рискованного бизнеса", уже не нужны белые красавицы, а школьник в его положении скорее бы остановился на том самом негре-трансе, так что воспринимайте эту статью как дань уважения рейгановской эпохе.
В фильме несколько отличных треков в стиле Hi-NRG. кстати, один из его пионеров Patrick Cowley еще в 1982 году (за год до фильма) умер от ВИЧ. Тогда еще не знали, что это...
Ну и всем знакомое тейк май брес эвей: