Найти тему

О законности режима самоизоляции

В настоящее время имеет место активное распространение недостоверных сведений и заблуждений относительно законности ограничительных мероприятий, принятых регионами по всей территории России.

Такие сведения распространяют преимущественно лица, сфера деятельности которых, по всей видимости, далека от толкования и применения нормативно-правовых актов. При этом не имеет значения, добросовестное ли это заблуждение или намеренное распространение правового невежества, поскольку в любом случае это наносит вред конечному получателю такой информации.

Введенный в заблуждение гражданин, будучи неправым и нарушая требования закона, может быть искренне уверен в собственной правоте, и когда сотрудники, например, полиции, закономерно привлекут его к ответственности, может начать воспринимать систему правоохранительных органов как несправедливую, а себя как незаконно оштрафованного.

Между тем, не давая оценки окололегитимным карантинным мероприятиям действующей власти, разберемся в том, почему все принимаемые ограничения законны и почему это важно понять рядовому гражданину.

Статья 27 Конституции РФ действительно гарантирует право каждого на свободное передвижение, свободный выбор места нахождения и пребывания.

Между тем, статья 53 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, на основании Конституции РФ, право на свободное передвижение граждан может быть ограничено федеральным законом.

Обратимся к Федеральному Закону РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 01.04.2019) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а именно к ст. 8:

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

в пограничной зоне;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 446-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Закон содержит широкое понятие "Особые условия и режимы проживания", под которое, несомненно, можно подвести и принятый на территории каждого субъекта РФ "Режим повышенной готовности", понятие о котором впервые появилось 1 апреля 2020 года.

Со ссылкой на "Режим повышенной готовности" органы исполнительной власти каждого отдельного региона принимают местные указы и постановления, предметом регулирования которых выступает эпидемиологическое благополучие населения.

Такие акты содержат в себе правила поведения при возникновении угрозы распространения эпидемии, в том числе как ограничение деятельности предприятий, торговых центров, столовых и т.д., так и требование граждан не покидать места пребывания.

Именно за нарушение требования не покидать место пребывания, гражданин и может быть привлечен к ответственности по ст. 20.6.1. КоАП РФ.

Вернёмся к тому, почему важно осознавать законность требований о самоизоляции и не полагаться на возможность переубедить сотрудников правоохранительных органов:

даже если вы считаете, что никто не в праве ограничивать вашу свободу передвижения без введения режима ЧС, то при составлении протокола сотрудник вам скажет, что "суд разберётся", а суд оставит постановление в силе, заявив что пока закон не обжалован в установленном порядке, он имеет силу.