Идея этой картины родилась у Эльдара Рязанова и его давнего соратника Эмиля Брагинского ещё в 1976 году. Но сценарий с названием «Аморальная история» показался им слишком смелым, они были уверены, что чиновники от кино примут его в штыки, поэтому отложили до лучших времён.
Таковые настали в середине восьмидесятых: началась перестройка, и жизнь, а за нею и кино стали меняться. Рязанов решил создать юбилейный, 25-й фильм, используя отложенную «Аморальную историю». Написав и забраковав несколько вариантов,
Рязанов и Брагинский в конце концов остановились на очень необычном жанре - мелодраме с элементами фантасмагории и назвали её «Забытая мелодия для флейты».
На главную роль был только один претендент - Леонид Филатов. Он стал одной из первых кинозвёзд страны после «Экипажа» (1979), и Рязанов только его видел в образе Филимонова.
Филатов, прежде с Рязановым не работавший, охотно дал согласие и, как вспоминали потом коллеги по площадке, работал с энтузиазмом и удовольствием. Оператор Вадим Алисов рассказывал, что
отчасти любовная линия в картине была отражением некоторых непростых событий в жизни самого Рязанова.
Возможно, в чём-то режиссёр ощущал близость с Леонидом Филатовым, и именно поэтому доверил ему роль и очень переживал во время съёмок драматичных сцен с участием Леонида и его партнёрши, а по фильму любовницы, Татьяны Догилевой.
К слову, на роль медсестры Лиды пробовалась также Вера Сотникова, но Татьяна Догилева, актриса уже известная и популярная после выхода «Блондинки за углом», её обошла.
«Забытая мелодия для флейты» вообще была лентой во многом новаторской. Например, в ней были довольно откровенные эпизоды, появление которых на экране невозможно было представить ещё несколько лет назад. А в одной сцене Татьяна Догилева и вовсе появилась обнажённой, что было более чем смело даже для 1986 года. Кстати,
за этот ход многие потом ругали Рязанова, и он был настолько этим обескуражен, что больше никогда не обнажал актрис полностью в своих лентах. Правда, от частичных обнажений в кадре он всё же не отказался.
В юбилейный фильм Рязанов пригласил и других советских кинознаменитостей. Ирина Купченко, Ольга Волкова, Елена Майорова, Александр Ширвиндт, Валентин Гафт, Александр Панкратов-Чёрный - это лишь часть плеяды звёзд, приглашённых режиссёром. Во второстепенной роли появился 77-летний Вацлав Дворжецкий, и фактически последнюю заметную роль сыграл Всеволод Санаев, которому тоже было уже под 80.
Всем Рязанов старался создать максимально комфортные условия, хотя и требовал от актёров дисциплины. А вот в творчестве он разрешал им полную свободу и даже сам просил отступать от текста и импровизировать.
Шутки и гэги принимались от всех участников съёмок, включая технический персонал,
и многие предложения и экспромты вошли в финальный вариант картины.
Единственным моментом, по которому были разногласия, оказался финал. Эльдар Рязанов считал, что герой должен выжить, как того требует классическая драматургия, а
Эмиль Брагинский настаивал, чтобы герой умер, потому что именно так и было бы в жизни.
Но в итоге победила точка кинематографическая зрения и аргумент Рязанова, что зритель не должен оставаться без надежды.
Несмотря на то, что сейчас перестройка уже стала частью нашей истории, многие ситуации, показанные в фильме, удивительно узнаваемы и сегодня, особенно когда речь заходит о чиновниках. В интервью, которое Леонид Филатов давал после премьеры, он отметил, что
такие чинуши, какие показаны в картине, легко не уходят, что они до последнего борются за своё.
И, кажется, слова Филатова оказались пророческими, вы не находите?
А ещё приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!» . Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах, когда едете за рулём, бегаете в парке или копаете грядки. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296