Найти в Дзене

Об ограничительных мерах и сроках их принятия

Введенные на территории Российской Федерации ограничительные меры, связанные с предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, принимаются на основании нормативных актов субъектов Федерации, а именно на основании Указов Высших должных лиц субъектов (как правило, Губернаторов) и постановлений Правительств субъектов.

На примере Кировской области, ограничительные мероприятий (карантина) действуют на основании Постановления Правительства Кировской области от 25 марта 2020 г. № 122-П.

Это краткое вступление об основании введения ограничительных мер на территории Кировской области, но речь в настоящей публикации пойдет не о них самих, а о способе и сроках их принятия.

На момент написания публикации, а именно около 22 часов вечера 11 мая, на территории Кировской области введены ограничительные меры, запрещающие работу предприятий, магазинов, ТЦ, общепита и прочих, а также введен режим самоизоляции, запрещающий гражданам покидать места пребывания. Суть ненадлежащей работы исполнительной власти состоит в том, что в редакции от 30 апреля 2020 г. ВСЕ ограничения и приостановления действуют сроком до 11 мая 2020 г. включительно. Юридически через пару часов наступит 12 мая и все установленные ограничения теряют силу, при этом в обращении Губернатор анонсировал постепенное их снятие, а не мгновенное. В таком случае появляются обоснованные вопросы:

- Где постановление о внесении изменений (продление?)

- Когда Правительство собирается его опубликовать? Нормально ли публиковать такие важные акты за полтора часа до вступления в силу?

- Возможно ли держать в курсе и анонсировать изменения в принимаемых НПА, кардинально влияющие на жизнедеятельность населения хотя бы за сутки до их вступления в силу, а не в последний день в половину десятого вечера?

- Как бизнесу и работодателю ориентироваться на работу Правительства и думать о восстановлении деятельности, если в 10 часов вечера 11 мая они не знают, могут ли выходить на работу 12 мая? Ведь нужно предупредить и собрать сотрудников, составить графики и куча остальных дел.

Повторю, юридически (да и фактически) на 21 час 53 минуты минуты мы имели только ограничения и приостановления, установленные Постановлением Правительства Кировской области № 122-П в редакции от 30 апреля 2020 г., которые устанавливали их сроком до 11 мая 2020 г.

Согласен, что в первую очередь вопросы о сроках принятия и опубликования законодательных актов, имеющих огромное, первостепенное значение в жизни общества в условиях пандемии нужно задавать Президенту РФ.

Например, совещание, проведенное 11 мая во второй половине дня, в том числе и обращение к гражданам, можно было провести, допустим, 7-8 мая, чтобы люди могли знать о грядущих планах на период после 11 мая как Правительства РФ, так и Правительств регионов.

Очевидно, что будь условный глава региона хоть трижды несогласен с такими сроками проведения совещания, он не сможет повлиять на Президента, как и никто в стране.

Однако, в его возможностях, как эффективного управленца, вероятно было сокращение сроков опубликования местного законодательства о мерах противодействия эпидемии, и вот почему:

1) Понятно, что между опубликованием Указа Президента от 11 мая и опубликованием Поставления Правительства Кировской области в 22:12 по МСК прошло каких-то 7 часов, что ОЧЕНЬ оперативно по меркам принятия такого акта, (т.к. нужно согласовать с Правительством КО, передать юристам-делопроизводителям, чтобы те его сформулировали и оформили, подписать, опубликовать), однако, такого подхода, как ожидания "Что скажут сверху и от этого плясать" можно было избежать, заранее согласовав с Правительством оба исхода (продление ограничений или постепенное их снятие), делопроизводитель мог подговить обе версии документа у себя на компьютере в ворде, и, что бы ни объявил Президент, имея на руках готовый к опубликованию документ, уже через каких-нибудь полчаса после окончания совещания опубликовать местное Постановление.

Это были бы какие-то еще вменяемые 6-7 часов вечера, а не 22:15 последнего дня действия ограничений.

2) Зачем вообще было ожидать итоги совещания Президента? Отношения, регулируемые обсуждаемым Постановлением, находятся в ведении субъекта РФ, в нашем случае Кировской области. При таком обстоятельстве, последнее имеет высшую над Указом Президента юридическую силу. (пример на приложенном снимке Постановления 122-П Правительства Кировской области, прямым текстом ОТМЕНЯЮЩЕЕ некоторые положения Указа Президента).

-2

К вопросу о сроках и своевременном информировании населения, если интересно, можете посмотреть аналогичные НПА наших соседей, республики Коми и Республики Татарстан. Первые, Постановлением Правительства от 7 мая продлили ограничительные меры до 14 мая, не дожидаясь совещания Путина а заблаговременно, чтобы уже по итогам совещания в срок с 12-14 мая принять следующие решения, а вторые, использовали формулировку наподобие "Приостановить с 6 мая и до улучшения эпидемиологической обстановки и опубликования Указа Губернатора".

Иными словами, в обоих случаях условный работодатель не находится в подвешенном состоянии, а знает, что 12 мая на работу он не выходит, и в связи с этим, не строит планов и не дергает работников.

Мы же, в Кировской области, оказались в такой ситуации, что, например, руководители организаций, юридическим сопровождением которых мы занимаемся, звонят нам в 10 часов вечера 11 мая и спрашивают: "а можем ли мы завтра выходить?" А в ответ, мол, не знаем, по закону через 2 часа ограничения снимаются и новых ограничений НЕТ (Постановление с продлением опубликовали лишь в 22:15, нормальная практика?).

Отвечаем, что скорее всего, продление примут, Губернатор так сказал в обращении, но обращение, хоть это и слова Высшего должностного лица Кировской области, всего лишь слова, но не закон. На 22 часа 11 мая мы не имели опубликованного акта! Как мы могли это понимать на то время? Что его, вероятно примут завтра? Но тогда оно в силу вступит 13 мая, значит 12 мая нужно выходить?

Все это несвоевременное регулирование порождает ненужную суету, которую можно избежать, если и не скорейшим принятием таких актов (подчеркнем, что убеждены, что Постановление опубликовано в кратчайший срок, который были предоставлен Правительству КО при подходе "Ждем что скажут сверху и потом работаем"), но публикацией хотя-бы проектов постановлений, чтобы граждане, жители Кировской области могли видеть некий ориентир. (такая практика, кстати, тоже у некоторых регионов имеется).