В городе Новороссийск множество памятных мест, которые не вошли в мои предыдущие обзоры, поэтому хочу продолжить прогулку по Новороссийску. Начну с самого начала, то есть с железнодорожного вокзала. На вид ж/д вокзал в Новороссийске весьма неказист, особенно по сравнению с вокзалами Сочи и Краснодара. Но, даже, вокзал города-героя имеет славную историю.
В 1884 году из всех намеченных к постройке железнодорожных веток, самой неотложной признана ветка с направлением "Тихорецкая-Новороссийск". Проект строительства данного участка был утвержден российским императором. К строительству приступили в апреле следующего года. 25 июня 1888 года состоялось открытие ветки "Тихорецкая - Новороссийск". Вокзал станции "Новороссийск" построен в том же 1898 году и первоначально был деревянным. В 1910-х годах со стороны перрона к зданию вокзала был пристроен специальный павильон для ожидающих поезда пассажиров.
В 1920-х годах здание вокзала было реконструировано, слева и справа к основному зданию пристроены два двухэтажных крыла в которых разместились станционные службы. Для удобства пассажиров по бокам здания установлены две каменные лестницы, спускающиеся на перрон. Во время Гражданской и Великой Отечественной войны вокзал основательно разрушали, но его быстро восстанавливали и после каждой реконструкции он сохранял прежнюю форму и размеры.
10 сентября 1943 года в порту Новороссийска был высажен очередной десант. Рота автоматчиков 393-го батальона морской пехоты под командованием капитан-лейтенанта А. В. Райкунова, при участии партизан-железнодорожников, взорвала два дота, заняла вокзал. Младший лейтенант Сморжевский водрузил на здание вокзала военно-морской флаг СССР. Шесть суток десант отбивал атаки фашистов.
В честь 70-летия Победы во внутреннем дворе вокзала установлена памятная стелла "В память о ратном и трудовом подвиге Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг".
16 сентября 1943 года рота автоматчиков под командованием Райкунова, соединившись в главном корпусе элеватора с частями 55-ой Иркутской дивизии, освободили элеватор от немецко-фашистских захватчиков (о чём повествует скромная плита на одном из зданий, принадлежащих элеватору).
Напротив ж/д вокзала - обелиск - красногвардейцам - героям Гражданской войны, замученным и заживо погребенным белогвардейцами в парке Ж.Д.Узла и вагоноремонтного завода 28 августа 1918 года. Обелиск установлен в 1936 году. На обелиске сохранены следы разрывов вражеских снарядов в период боев за Новороссийск. Его специально не реставрировали.
В шаговой доступности от ж/д вокзала находится улица А. М. Тихоступа, со скромной памятной стеллой на углу с улицей Робеспьера.
Авксений Маркович Тихоступ (1913-1943) был начальником политотдела 318 стрелковой дивизией. Это соединение, совместно с другими частями остановило продвижение фашистов в районе цементного завода "Октябрь" в течение года прочно удерживая оборону. А. М. Тихоступ погиб 16 сентября 1943 года. Похоронен в братской могиле на Площади героев (о Площади Героев и мемориалах ВОВ в Новороссийске читайте в моей отдельной статье).
В самом начале улицы А. М. Тихоступа еще одна мемориальная доска - Валиуллову Салахутдину Халиулловичу (1903-1943). Валиуллов - старший сержант 142-го отдельного батальона 255-й бригады морской пехоты, 15 сентября 1943 года геройски погиб, закрыв своим телом амбразуру пулемета вражеского дзота. За этот подвиг он награждён орденом Отечественной войны 1-ой степени посмертно. Похоронен в Новороссийске. Таким образом, Александр Матросов был не единственным бойцом, совершившим подобный подвиг, но Валиуллов, и еще 20 героев, закрывавших собой амбразуру, менее известны.
Все фото собственные. Подписывайтесь на мой канал "Записки на рюкзачке"!