Во вторник Ferrari опубликовала совместное с Себастьяном Феттелем заяление — в конце 2020-го итальянская команда и четырехкратный чемпион мира расстаются. Их переговоры о новом контракте и сотрудничество в целом зашли в тупик. А ведь как всё многообещающе начиналось в 2015-м: победа Себа уже во второй гонке, прыжок с четвертого на второе место в Кубке конструкторов. Через несколько лет они даже включились в погоню за Mercedes в чемпионате. Когда и что пошло не так?
ТЕХНИКА
У Феттеля в Ferrari никогда не было такой быстрой машины, как у Шумахера в первой половине 2000-х, когда Михаэль выигрывал гонку за гонкой, штамповал титулы один за другим. Все годы с Феттелем Скудерия находилась в роли догоняющей. А когда машина вроде бы ехала на одном уровне с Mercedes, как в 2017-м, мешали технические проблемы и просчеты стратегов.
Что говорить о 2015-2016 годах, когда техника не позволяла Себу даже близко рассчитывать на борьбу с гонщиками Mercedes в чемпионате. В 12-ти последних гонках сезона-2016 Ferrari завоевала всего два подиума — третьи места в Монце и Абу-Даби. При Шумахере столь печальная ситуация была только в 1996-м, когда Михаэль пришел в Маранелло.
При этом, нельзя сказать, что Феттель отдавался команде с меньшей страстью, чем Шумахер. Себастьян выучил итальянский и действительно делал всё, чтобы стать новым лидером команды. И многообещающее начало давало ему надежду на заветный чемпионский титул с Ferrari. Но без быстрейшей машины приходилось рисковать, что часто приводило к ошибкам.
ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ОШИБОК
Первый реальный шанс на победу в чемпионате с Ferrari у Феттеля появился в 2017-м, но три проблемные гонки подряд – завал на старте в Сингапуре, старт с конца решётки в Малайзии и провал в квалификации в Японии – стоили немцу 53 очков относительно Хэмилтона. Отыграть их в четырёх оставшихся этапах было практически невозможно.
В сезоне-2018 тоже был шанс — тем более, что Феттель начал тот чемпионат с двух побед подряд, а после Гран При Великобритании опережал Хэмилтона на восемь очков. В следующей гонке — Гран При Германии — Себ уверенно лидировал, Льюис шёл четвёртым. Немец в своей домашней гонке должен был увеличить отрыв до 20 с небольшим очков. Но на 52-м круге Феттель ошибся в повороте и застрял в гравии. Вместо победы — сход, а первым в итоге стал Хэмилтон. Отрыв в чемпионате превратился в отставание в 17 очков. Таким образом, по сути ту ошибку можно оценить в 40 баллов.
Мы бы не вспоминали эту гонку, если бы та ошибка стала единичной, но она не стала. В Монце Феттель зацепил Хэмилтона на первом круге, в Японии — ошибся в третьем сегменте квалификации и врезался в Ферстаппена в гонке.
Казалось, зимний перерыв пойдёт Себу на пользу, но сезон-2019 тоже начался с ошибок. Сначала был разворот в борьбе с Хэмилтоном в Бахрейне — когда Леклер едва не одержал победу. Затем немец на ровном месте отдал Льюису победу в Канаде, а во Франции провалил квалификацию и стартовал лишь седьмым. В Сильверстоуне Феттель столкнулся с Ферстаппеном, а в Бразилии вынес с трассы собственного напарника.
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
Но всё вышесказанное — лирика. Основная причина расставания Феттеля с Ferrari — многочисленные ошибки немца в последние полтора года. Но что было причиной этих ошибок?
Легко сказать, что в великолепно настроенных машинах Red Bull Феттель расслабленно ехал впереди и в отсутствие прессинга легко побеждал. Но это не так. Себ испытывал прессинг и в 2010-м, и в 2012-м, когда борьба за титул продолжалась до финальной гонки, и выходил победителем. Да и Марк Уэббер был далеко не самым простым напарником.
Причина всех ошибок немца лежит скорее в психологической плоскости. Кажется, он слишком часто пытается прыгнуть выше головы и незаметно для себя переходит грань, после чего неминуемо улетает с трассы или приезжает в автомобиль соперника. Скорости Феттель не терял, он потерял уверенность. И у Ferrari нет ни времени, ни желания восстанавливать веру немца в себя, тем более предполагалось, что это он — Феттель — придаст команде уверенности.
«Мне кажется, Себ всё делал слишком рано. Он слишком рано выиграл свои титулы, у него рано появился ребёнок и, думаю, он рано выйдет из игры, — говорил про Феттеля Марк Уэббер ещё в 2014-м. — Думаю, он блеснёт за рулём красной машины, а затем — сайонара».
Уходить из Формулы 1 Феттелю всё-таки пока рано – в июле Себу исполнится 33 года. Но что-то немцу надо менять, чтобы вернуть былую уверенность в себе. И, возможно, Уэббер прав: в Ferrari в 2015-м Себ пришел незрелым и несформировавшимся гонщиком. В новую для себя команду в 2021-м он придет, имея за плечами не только опыт побед, но и опыт поражений. Так что не исключено, что в Renault или McLaren мы увидим совсем другого Феттеля...