«Смертельные болезни» управления

Слышали ли вы о «Смертельных болезнях» западного стиля менеджмента на пути преобразований, сформулированные Э. Демингом?

Сформулированы «смертельные болезни» были ещё в прошлом веке и были особенно актуальны для американского стиля менеджмента. Однако, предлагаем вам ознакомиться с ними, потому как их актуальность для российский организаций поразительна.

1. Отсутствие постоянства.

Речь идёт об отсутствии постоянства с точки зрения сохранения своего дела, долгосрочного, стратегического планирования и, соответственно, такого преобразования процессов, товаров и услуг, которые будут удовлетворять заинтересованные стороны в будущем. Задумайтесь, акции какой компании будут привлекательнее для инвесторов: планомерно продвигающейся заданным курсом или постоянно меняющей свои цели, подход и даже продукцию?

2. Сиюминутная выгода.

В погоне за сиюминутными выгодами организация не может целенаправленно вести дела, обеспечивая развитие. В своей книге «Организация как система: Принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга» Нив Генри приводит следующее высказывание американского банкира: «Джим, сейчас нет времени на разговоры о качестве и будущем. Сейчас пора урезать расходы, закрывать заводы и сокращать расходы на зарплату». Стремление к сиюминутной выгоде несовместимо с постоянством целей в стремлении к совершенству.

3. Системы аттестации и ранжирования персонала.

Деминг был убеждён в разрушительном эффекте подходов к стимулирования персонала, основанного на внутреннем соперничестве (между собой или с целевыми показателями). В такой среде развиваются интриганство, страх, чувство вины и неудовлетворённости, из-за чего падает работоспособность и разрушается командный дух.

Слышали ли вы о «Смертельных болезнях» западного стиля менеджмента на пути преобразований, сформулированные Э. Демингом?

4. Перескакивание управляющих с места на место.

Текучесть управленческих кадров, приглашение управляющих со стороны приводит к тому, что человек, принимающих важные решения в организации, оказывается не достаточно знаком с культурой организации, её проблемами и собственными подчинёнными. При таком раскладе новоприбывший менеджер либо навязывает свой прошлый опыт, либо копирует опыт своего предшественника. Каждому сотруднику требуется время, чтобы правильно применить свои знания и опыт в конкретной организации для достижения её целей с учётом дальнейшего развития. Вспомните, как зачатую поступают (не очень хорошие) антикризисные менеджеры, задачей которых является снизить издержки? Благоприятно ли такое вмешательство сказывается на развитии организаций с точки зрения качества?

5. Использование только количественных критериев.

Э. Деминг в описании этой «смертельной болезни» писал: «Кто управляет своей компанией, основываясь лишь на точных числах, в скором времени останется и без чисел и без компании».

Слышали ли вы о «Смертельных болезнях» западного стиля менеджмента на пути преобразований, сформулированные Э. Демингом?-2

Такой подход в некоторых случая не только малоэффективен (при желании можно завысить необходимые показатели для отчётности), но и ведёт к урезанию затрат на реализацию стратегического развития (обучение персонала, исследования), сокращение обеспечивающего персонала (в том числе — менеджеров по качеству). В конечном счёте, организация при хороших текущих количественных показателях (издержки, чистая прибыль, количество выпускаемой продукции) может потерпеть крах в долгосрочной перспективе. Не только из-за снижения качества продукции, но даже из-за отсутствия развития.

Надеемся, статья была полезна и помогла по-новому взглянуть на достаточно популярные подходы, которые в долгосрочной перспективе могут себя не оправдать.

Слышали ли вы о «Смертельных болезнях» западного стиля менеджмента на пути преобразований, сформулированные Э. Демингом?-3