Сверхтяжёлый танк,спроектированный в Германии с 1942 по 1945 годы.Разработку танка возглавил Фердинанд Порше,танк являлся самым крупным по массе танком(масса составляла 188,9 тонн).Всего построено было два экземпляра.На данный момент в мире сохранился только один танк"Маус",который был собранный из частей обоих экземпляров.Танк можно увидеть в бронетанковом музее в Кубинке.
Разработка танка началась в 1942 году по инициативе Гитлера.Танк планировали использовать для прорыва хорошо укреплённых оборонительных позиций,поэтому танк должен был иметь максимальную бронезащиту от снарядов противника.Стоит отметить что разработку танка вели сразу нисколько фирм Германии:корпус и башню изготовила фирма"Крупп",фирма "Даймлер-Бенц" отвечала за двигатель,а "Сименс"за элементы трансмиссии.
14 мая 1943 года Гитлеру показали первый полноразмерный деревянный макет танка.23 декабря 1943 года прошли первые испытания танка Maus по территории завода Alkett.В ходе испытаний была отмечена хорошая манёвренность и легкость в управлении.После испытаний танк был оборудован настоящей башней для артиллерийский стрельб и полным комплектом оборудования.Всего планировалось выпусть десять серийных танков, но работы были прекращены по указанию самого Гитлера из-за нехватки производительных мощностей.В итоге было выпущено всего два танка Maus.
В боевых действиях танк участия не принимал.Но на боевые позиции две машины все-таки выводили одна оказалась в городе Цоссене,а вторая стояла в охране рейхсканцелярии в Берлине.Обе машины были взорваны немцами при подходе красной армии 21 апреля 1945 года был захваченный на половину разрушенный танк "Маус".
Корпус и вооружение танка Maus
Броня была литая,катаная лобовая деталь имела толщину 200мм и располагалась под углом в 52 градуса.Борта были размещены под прямыми углами и имели толщину 180мм,Корма танка имела броню в 185мм.Броня башни танка составляла 220-240 мм.
Вооружение танка состояло из двух орудий размещённых в одной башне одно из орудий имело калибр 128 мм,второе 75 мм.Пулемётное вооружение на танке отсутствовало.
На Maus установили авиационный карбюраторный двигатель "Даймлер-Бенц"MB 509 мощностью 1250 л,с.
Ходовая часть танка состояла из 24 одинаковых тележек,стоящих в два ряда и попарно крепившимися к одному кронштейну,который был закреплён между бортом и фальшбортом корпуса.К каждой из тележек крепилось два опорных катка со внутренней амортизацией.В качестве амортизирующих элементов применялись буферные пружины.Такая конструкция отличалась хорошей ремонтопригодностью,но имела большой вес.Ведущие колесо находилось сзади,а направляющие спереди и имело механизм натяжения гусениц.
Последняя надежда Германии не оправдала себя танк получился довольно специфический.Из-за низкой подвижности танк не может эффективно перемещаться по полю боя и реагировать на изменения в бою.Да и передвижение по мосту было бы затруднительным из-за большого веса.Для этого приходилось бы форсировать реки по дну.Единственная задача танка на поле боя это брать огонь на себя и играть роль живого щита для союзных войск.Особенно эффективно это было бы в городе где действие артиллерии затруднены.В целом танк получился интересный но бесполезный.Ценность в нём нашли только военные историки.