Kraftzugmachine Podeus 80 PS
Страна: Германская империя
Год выпуска: 1914
Производитель: Automobilfabrik Paul Heinrich Podeus
Кол-во произведенных: 17
Боевая масса: 6500-7500 кг
Высота: 2500 мм
Мощность: R4, 15 087 см3, 65-75 л.с.
Экипаж: 2 чел
Где увидеть: гусеничный трактор Podeus - в музее TECHNIKUM в Висмаре (Германия)
С первого выстрела 1914 года германская армия как паровой каток неумолимо двигалась по полям Фландрии. Казалось бы, ничто не может ее ни остановить, ни ускорить. Несмотря на то, что за 15 лет в Германской империи было разработано несколько десятков решений для более быстрого перемещения артиллерийских орудий, фактически не один скоростной тягач не был поставлен на вооружение. Паровые рутьеры и конную тягу частично заменили на такие же медленные бензомоторы - трактора типа Podeus, Даймлер и Lanz. И если одна из распространенных в германской армии 21-см гаубица (21 sm morser) для нераздельной перевозки требовала упряжки из 8 лошадей или 4 волов, то транспортировка же ещё более мощных орудий, например 15 cm Feldkanone I.R. L/40 или 15 cm Feldkanone LR L/45 массой около 12 тонн, гужевой тягой была почти невозможна.
Трактор Kraftzugmachine Podeus 80 PS был спроектирован с участием будущего главного конструктора танков Йозефа Фольмера и кроме мощного 80-ти сильного бензинового двигателя не сильно отличался от паровых предшественников - если быть точным, то вообще ничем не отличался. Большая масса, огромные задние колеса, отвратительная проходимость и никакая управляемость. Но ехать прямо с большой нагрузкой они могли, а на первых порах ничего большего военные артиллеристы и не хотели. Вместе с двадцатью 80-ти сильными тракторами-тягачами от Lanz тягачи Podeus составили в первые месяцы войны основной тяговый парк тяжелой немецкой артиллерии.
В 1870 году в Висмаре на берегу Балтийского моря предприниматель Поль Генрих Подеус основал семейную компанию Podeus. Сначала это был небольшой литейный завод. а в 1879 году после приобретения нескольких станков на заводе стали заниматься и выпуском машин, а в 1894 начали выпуск железнодорожных вагонов. В 1902 году сын Поля Подеуса - Павел построил первый для фирмы автомобиль. Тогда на завод главным конструктором был нанят в будущем известнейший танкостроитель Йозеф Фольмер, разработавший конструкции всех немецких танков от A7V до монстра K-wagen и легких танков LK I и LK II. На фирме Падеус он разработал конструкцию грузовиков, затем в "портфолио" Фольмера для заказчика N.A.G. братьев Ратенау появился один из первых тягачей для автопоездов NAG Durch. Фольмер для фирмы Подеус разработал ряд 3-х и 5-ти тонных грузовиков, выпуск которых начался в 1905 году.
С 1910 году Podeus выпускал два типа грузовых автомобилей - трех- и пятитонный автомобиль. Заработав деньги в основном на машинах для сельского хозяйства, Подеус уже через два года построил отдельный завод по производству грузовых и легковых автомобилей, который стал называться Автомобильный завод Павла Генриха Подея ( Automobilfabrik Paul Heinrich Podeus ).
Основные продажи грузовиков в основном шли в Северной и Восточной Европе, в частности в России и Скандинавии. Отличительным признаком машин был круглый радиатор и капот. Перед Первой мировой войной завод начал выпускать еще и тяжелые артиллерийские тягачи с 80-ти сильным двигателем.
В 1915 году компания Падеус начала первой в Германии производить гусеничные трактора без переднего направляющего колеса, а после второй мировой вообще сосредоточилась только на них, запатентовав за собой торговую марку "Гусеничный тягач" - „Raupenschlepper“, и соответственно прекратив производство грузовиков. В 1922 году завод в соответствии с новым профилем был переименован в Maschinenfabrik Podeus Aktiengesellschaft. Гусеничный трактор Podeus имел по каждому борту две тележки с четырьмя опорными роликами. Конструктивно шасси было похоже на решение Вольмера для танка A7V, только тележки танка имели пять роликов.
Для смягчения толчков были предусмотрены мощные пружины. Поэтому возможно как и то, что Вольмер использовал наработки Подеус в своих танках, или наоборот - по старому знакомству помог с чертежами от танков для разработки тракторов. Но уже в 1924 фирма закрылась под давлением экономических обстоятельств.
Испытания тягачей по заказу Артиллерийского комитета проводили со 2 по 7 февраля около Эссена. В ходе испытаний на перевозку новых артиллерийских систем M-gerat и β-Gerat (Бетта-Герат) сравнивались возможности конной тяги, паровых тягачей и тягачей с бензиновым двигателем. Ежедневный пробег составлял 30 километров, масса прицепов колебалась от 9 до 18,5-тонн. Однозначно показали свое преимущество над остальными два тягача-трактора Podeus. Испытательная комиссия потребовала, что бы на тягачи Podeus были распространены субвенции как на грузовые машины, и до 1 октября 1914 года в случае мобилизации все батареи M-gerat и β-Gerat (Бетта-Герат) были укомплектованы тракторами с газовыми двигателями. В итоге Kraftzugmachine Podeus 80 PS в начале войны был чуть ли не единственным серийным тяжелым тракторов на вооружении тяжелой артиллерии кайзеровских войск. Вторым решением комиссии было требование на оснащение всех батарей 150-мм пушек и мортир тягачами с полным приводом и лебедками.
Единственной оригинальным элементом, по которому огромный трактор от фирмы Подеус можно было отличить от похожих монстров от других марок, это подрессоривание задних колес с использованием пластинчатых пружин между остью и ободом задних металлических колес. Если убрать с фотографий с трактором Подеус 80 PS людей, его легко можно принять за какой-нибуть СХТЗ 15/30, и только вместе со стоящим рядом экипажем можно понять истинные размеры этого тягача. По итогам испытаний в Эссене на заводе Подеус модернизировали тягачи - увеличили массу на тонну с 6,5 тонн до 7,5 и мощность с 65 л.с. до 75 л.с. Первые улучшенные тягачи были показаны на полигоне в Кумерсдорфе в июне 1914 года. Артиллерийская комиссии гарантировал субвенции на 17 тракторов, при условии, что они не будут продаваться за границу Германии. 42-см М-Герат должны были быть готовы только осенью 1914 года. Но желание желание повоевать было слишком сильным и сорвало все планы. Нет точной информации, сколько из 17-ти заказанных машин построили на мощностях Подеус, но так как новые тягачи следующего поколения пошли на вооружение только с 1917 года, можно предположить, что заказ был выполнен полностью.
С началом войны выяснилось, что германские генералы готовились, впрочем как и все прочие, не к той войне, которая шла. Одной из проблем оказалась, как это не удивительно, артиллерия, в частности тяжелая и дальнобойная, впрочем и с полевой и зенитной было не сильно лучше. Выход нашли в заимствовании пушек у флота. За 10 лет радикально сменилась тактика боя - все что было построено до "Дредноута" обесценилось вместе со всеми своими орудиями. К тому же Кайзер явно показал, что Германия не морская держава: он не смог смирится с тем, что за один выстрел на дно может пойти годовой бюджет всего флота, и поставил после нескольких операций боевые корабли на прикол. Да к тому же никто не собирался атаковать береговые форты и крепости. По этой причине ничего не мешало отобрать у флота и передать армии мощные артиллерийские системы, в том числе неплохое корабельное орудие SK L/40, стоявшее на ряде додредноутов. Пушка была адаптирована под нужды сухопутной армии и получило индекс 15 cm FK i.R. Орудие для перевозки разбирали на три части: ствол, лафет и орудийную платформу. Большая часть пушек пошла на оснащение железнодорожных артиллерийских транспортеров. Крупп же построил 15 см Feldkanone IR («IR» — от «I Raderlafette» - «на колесном ходу»). Для применения на земле создали специальный лафет массой 7450 кг. Само морское орудие конструктивно было близко к 15 cm SK L/45. Отличные баллистические показатели позволили создать дальнобойное орудие, которое могло составить конкуренцию французскому 155-мм и участвовать в контрбатарейной стрельбе. Дальность стрельбы у 15 см Feldkanone IR достигала 18,7 км. Большим минусом был большой вес — 11820 кг. После сборки перемещать его могли только мощные трактора, например такие как Podeus 80 PS. 15 см Feldkanone IR поставлялась в двух вариантах с одинаковыми лафетами и отличались только конструкцией стволов и противооткатных устройств: у I.R. L/40 (в отечественных источниках — «пушка со стволом в 40 калибров») цилиндры противооткатных устройств размешались сверху казенной части ствола, а у I.R. L/45 — с боков. Орудие L/40 возможно посмотреть в австралийском Сиднее, a L/45 — в г. Варна, в Музее ВМС Болгарии, и Woodbridge Memorial Tower at Woodbridge, Ontario, Canada.
За время Первой мировой войны для Германской армии было построено чуть менее 400 тяжелых тягачей с мощностью 80 л.с, идеологически близких к Подеус, но только с большими скоростями движения. Так как не было возможности модернизировать орудия для увеличения скорости их возки, гибкий немецкий ум придумал в 1915 году Подъемный агрегат (Lastenverteilergerat Ehrhardt-Brauer) на котором орудия вывешивались для их возки.
Случайно найденный в Скандинавии гусеничный трактор Podeus в музее TECHNIKUM в Висмаре
Источник:
Александр Кириндас. Артиллерийский тягач «Коминтерн». На службе у бога войны.
А. Кириндас «С корабля — на вооружение боя» «Техника и вооружение» №6/2014 г.
Militärfahrzeuge des deutschen Heeres: 1905-1918 (Typenkompass) | Wolfgang Fleischer | ISBN: 9783613033580
Walter J. Spielberger "Die Rad- und Vollketten-Zugmaschinen das Deutschen heers 1870-1945", Motorbuchverlag