Новой железной дороге, связавшей столицу Якутии с "большой Землей" меньше года. Самим путям, конечно, чуть больше, но обо всем по порядку.
История
Открытие северной части АЯМа (Амуро-Якутской Магистрали) стало знаковым событием первых десятилетий для всей нынешней России - просто потому, что таких масштабных дорог, "открывающих" для страны новые регионы, со времен СССР еще не было. Единственной сравнимой по масштабам веткой с начала 21 века в нашей стране стала железная дорога на Ямал к многочисленным месторождениям углеводоровов, но тот путь вовсе уникален, прежде всего, тем, что принадлежит не РЖД, а всем известной добыващей компании, поэтому пассажиров туда не возят, и спутешествовать по ней не получится.
Когда же едешь по любой другой ветке в России, будь то Транссиб или БАМ; в Уренгой, Воркуту, Баку, Мурманск, на Урал или Казахстан, то перемещается по дорогам, которые делали наши деды и по которым ездили еще наши родители. Серьезно: я несколько раз организовывал встречу Нового года в поездах, и в какой-то момент неизведанные направления просто кончились!.. Именно поэтому новая ветка в Якутск является не просто дорогой, долгостроем, но знаковым событием в развитии всего транспорта России.
Знаковым стал этот путь и лично для меня, потому что полностью построен уже при моей жизни: когда я учился в школе, там, где я сейчас еду, была непроходимая тайга. Когда мы с друзьями в 2011 году совершили экспедицию на Колыму по автодороге, рельсы только уложили, и мы видели, проезжая мимо, сверкающую новизной и пока еще пустынную железнодорожную колею. И вот спустя 8 лет я уже сам еду через эту бескрайнюю тайгу, покачиваясь в вагоне. ока нет моста, от станции до города людей перемещают автобусами
Всего 8 лет назад путь из южной Якутии, города Нерюнгри, до ее столицы приходилось преодолевать на "диких" корейских маршрутках, которые гоняли без цензур и правил по грунтовой дороге почти 1000 км. То еще удовольствие. В 2014 автодорогу активно строили, тогда я вновь проехал там, но о пассажирских поездах параллельно ей все еще даже не было слышно.
Открытие
Новому времени - новые дороги. Какие-то такие около советские лозунги приходят в голову, когда едешь по северной части АЯМа: на удивление четко, хоть и однотипно сделана вся инфрастуктура. На 700 км пути всего несколько станций, как близнецы, похожих друг на друга: основные здания станции, разъезд, неизменное хранилище газа (да-да, среди угольного царства на всем востоке России Якутия хотя бы частично топится голубым топливом, которое на ее же территории и добывают). Вокзалы на крупных станциях от самой Нерюнгри самобытны, но также четко обустроены: радует, что на каждом есть дверь для входа и дверь для выхода (так и написано Вход и Выход :) ).
Вокзал Бестяха вырос буквально за те годы, которые я не бывал в Якутии (я ездил автостопом в Магадан через Якутию в 2014): серьезное, новое, уютное здание в совершенно дикой тайге теперь издалека маячит над деревьями башенкой с часами, а рядом даже немного комично смотрится настоящий паровоз. На самом деле, все здесь построено в век электровозов и "дизелей", но картину он хорошо дополняет. Пригнали в качестве памятника паровоз из Забайкалья.
Внутри на стенах фотографии АЯМа и эпизодов ее строительства. Все, как когда-то в Тынде, где также показано строительство БАМа: с любовью и ощущением некой победоносности - в Тынде это тоже чувствуешь. Только если БАМ за исключением двух крупных городов запомнилась мне как заброшенный памятник советского мужества, в новизне АЯМа есть какая-то надежда на светлое будущее, а пока все просто работает и выполняет свою функцию.
Поезд мчится, дым клубится
С подвижным составом интересней: во-первых, это единственная в России железная дорога с пассажирским сообщением, являющаяся собственностью республики, а не РЖД. Последние являются только акционером ЖДЯ. Поэтому, как минимум, тут еще не перекрасили все вагоны в одинаковые серый с красным цвета. Оно, конечно, создает единый стиль, но лишает самобытности, а кто-то ее ценит. В детстве я еще помню, что все поезда были синие, зеленые, красные, с рисунками на вагонах... А теперь только на ЖДЯ я вновь вспомнил детство: здесь вагоны синие с символикой якутского флага.
Сами они представляют собой обычные плацкарты и купе, но тоже навевают теплые детские воспоминания: все потому, что досюда еще не добралась повсеместная электрификация, и отапливают их только углем, а поезд с детства связан с этим запахом. А также потому, что не добрались сюда и всяческие биотехнологии, и туалеты в вагоне закрываются на стоянках... Впрочем, стоянок здесь всего две :) . И сами вагоны, несмотря на несовременность достаточно новые, не изношенные толпами пассажиров. Даже интересно, ходили ли они еще где-то до Якутии? Все перечисленное вместе с бескрайними снегами и тайгой за окном создает ту уютную обстановку путешествия в поезде, которой порой могут проникнуться и любители самолетов.
Для меня поездки в поезде чаще всего омрачаются толпами неугомонных детей, многочисленными курильщиками, порой при этом еще и пьянствующими в долгой дороге. Так, что с большим удовольствием поедешь автостопом и будешь ночевать в палатке, только бы всего этого не видеть... Но должно же иногда и везти! По АЯМу довелось именно спутешествовать, уютно сидя у окошка и строча этот текст :) .
Что действительно мягко говоря удивляет, это то, что начинается после поезда. Когда до Якутска построят мост, вся дорога станет обычным маршрутом. Но пока поезд привозит вас в тайгу, дальше вас забирает автобус, везет на берег Лены. И вот тут начинается какой-то местный колорит. Один раз прикольно, но в следующий - только когда построят мост. В разгар зимы до самого вокзала вас просто довезут на автобусе.
Зато летом, а, особенно, в межсезонье, как "повезло" мне, вас погрузят в судно на воздушной подушке и по тонкому льду повезут на тот берег - почти 30 км по Лене и ее протокам. На это судно вместе с автобусом продается единый билет также на сайте и в приложении РЖД и называется "условный поезд". Главное, не верить, что вам ожидает какое-то ультрасовременное судно на подушке с 106 местами для пассажиров (как указано при покупке билета). На самом деле ходят древние восьмиместные "подушки", которые норовят сломаться или сесть на мель (мне с этим тоже "повезло", в итоге посреди реки нас пересадили в другой "Хивус", а на первом довезли только наши вещи). Само же передвижение посредством воздушного потока по льду похоже на аттракцион, где, кажется, все это судно сейчас закрутит вокруг своей оси, и едешь порой просто боком, но ловкие якутские водители справляются и не дают ему закрутиться волчком. Полчаса веселья, и вас высадят ранним утром на совершенно пустой пристани, на улице в межсезонье вряд ли будет теплее -30 градусов, и до ближайшей остановки нужно будет пройти с вещами около километра... Можно еще взять такси, но, кажется, такси здесь явно меньше, чем приехавших пассажиров.
Одним словом, уютное путешествие сейчас имеет в себе очень своеобразный эпизод. Со мной в поезде оказалось двое путешественников из Европы - думаю, последняя часть дороги в Якутск им особенно запомнилась :)
А зачем?
Перед тем, как взяться за эту статью, я прочел несколько новостей об открытии железной дороги до Якутска. Кроме собственно новостей, встретились мне и довольно критичные отзывы, написанные явно журналистами из Москвы, основным тезисом которых является нерациональность этой дороги для пассажиров, в принципе. Действительно, ехать по земле из Москвы в Якутск целую неделю, при этом, мост через Лену только в проекте, поэтому приезжаешь не в саму столицу Якутии, а в конечный пункт Нижний Бестях, откуда нужно на автобусе, такси, а в межсезонье и вовсе на судне на воздушной подушке еще 30 км ехать до города.
Самолет из столицы Родины нашей в Якутию летит около 6 часов и не сильно отличается по цене, если сравнивать с плацкартом и той едой, которую вы съедите за неделю пути. По сути, об этом же говорят и многие жители самого Якутска: для них он как был, так и остается таким же городом-островом нашей страны, как Магадан или Петропавловск-Камчатский. С островов на "большую Землю" большинство их жителей обычно летают. К тому же им раз в два года оплачивают дорогу их работодатели - таковы законы здесь "на северах". Для кого же тогда, на самом деле, эта новая дорога?
А дорога, главным образом, как раз для тех, кому не нужно в Москву или даже Иркутск: во все направления, в которые по "железке" ехать больше двух суток, проще и почти не дороже действительно улететь. А вот перемещаться между южной Якутией, Амурской, Читинской областью (Забайкальем), между малыми их городами как раз как никогда актуально - в вагоне поезда. Потому что самолеты так близко обычно не летают, на машине, особенно туда, куда больше суток, утомительно и гораздо более затратно. Ну и 1000 км через глухую тайгу в -30 - -50 мороза, все же, гораздо безопасней и комфортней проехать у окна вагона с телефоном в руках, чем за рулем, да и пассажиры устают. И пусть пока с пассажироперевозками справляется всего один поезд из 5 вагонов, курсирующий через день, именно для этих нескольких десятков или сотен пассажиров новая дорога становится тем, о чем они мечтали, привычно садясь в поезда "на большой Земле".
В остальном же, АЯМ, доведенный до Якутска, это действительно, прежде всего, грузовой коридор с северо-востока страны в большую Россию, и, с другой стороны - начало ветки в Магадан, которая сделает доступным и практически легендарный регион России, и несколько районных центров на трассе "Колыма".
Где-то посередине между Якутском и Магаданом на этой трассе находится райцентр Усть-Нера: по 1000 км в обе стороны по безмолвной дикой трассе. Я дважды бывал в Нере по несколько дней, и пока еще нигде не испытывал в России большей оторванности от цивилизации, и, прежде всего, от отсутствия какой-то серьезной помощи, случись с тобой что-то в этом глухом краю (в первый раз я оказался в Усть-Нере как раз после аварии и пролежал там неделю с гематомой на поллица, температурой 39 и подозрением на перелом грудных ребер).
Осознание того, что в любой из больших городов придется ехать около суток на "диких корейских маршрутках" по трассе, где в случае чего помочь будет некому, а аварии там обычное дело, не только меня, но и многих местных жителей заставляет летать на рейсах внутренней авиации, даже учитывая наличие трассы. Главный "сюрприз" в том, что внутренние рейсы в Якутии, возможно, самые дорогие в мире по сравнению с подобными в других странах из-за нерентабельности и отсутствия должной господдержки.
Слетать в отдаленный райцентр стоит дороже, чем из Якутска в Москву и обратно. Скажем прямо: от 20 до 30 тр в одну сторону, а ведь перемещаться между далекими населенными пунктами (все помним, что Якутия одна больше всей Европы по территории) порой бывает нужно чаще, чем летать по субсидии в Москву раз в два года. Вы все еще думаете, что дорога на Колыму никому не понадобится?..
Лично я надеюсь, что удастся съездить по железной дороге и в Магадан, и в Нарьян-Мар, и до Петропавловска-Камчатского с Анадырем. Да что там, хотя бы из Томска в Стрежевой, а там по БелКомУру до Архангельска. В этом долгострое осталось-то несколько сотен км доделать. А там, может, и с Игарки в Певек и до Уэлена докатят. Все равно нас через несколько десятков лет столько будет, что все дальние уголки страны заселить придется :)
Как автор я принципиально не использую монетизацию за показ рекламы (ее показывает платформа), однако Вы можете поддержать мое творчество и будущие путешествия, пожертвовав любую сумму в форме ниже. Возвращайтесь на мой канал за приятными эмоциями и подпишитесь, чтобы узнавать о новых статьях. Спасибо вам!