Найти в Дзене

Памяти невропатолога Оливера Сакса

Оглавление

Плодотворный автор-невропатолог дал миру эмпатическое представление о расстройствах мозга, а также вдохновил на фильмы, пьесы, оперу и, вероятно, на многие карьеры в медицине и науке о мозге.

"Я человек с яростью, с неистовым энтузиазмом и крайней нескромностью во всех моих страстях",

- написал Оливер Сакс в статье в "Нью-Йорк Таймс", в которой он рассказал всему миру, что умирает от рака. И хотя он признался, что чувствовал зарождающееся чувство оторванности от преходящих событий того времени, известный невролог и непревзойденный летописец причуд и хитросплетений человеческого мозга сказал, что он удваивает жизнь:

"Я должен жить самым богатым, глубоким, самым продуктивным образом".

И это именно то, что Сакс, в свои 82 года, сделал перед смертью 30 августа 2015 года от меланомы, которая распространилась на его печень. В последний шквал он закончил декламационную автобиографию "В движении: жизнь", изданную на рапсодические рецензии в мае; написал детскую книгу о периодической таблице элементов (химия стояла в ряду его неумеренных страстей); философскую оду к субботе как дню отдыха; и другие произведения, некоторые из которых, вероятно, будут раскрыты посмертно. Его давний помощник Кейт Эдгар рассказал репортеру "Нью-Йорк Таймс", что Сакс, который всегда писал ручкой на бумаге, скорее всего, умрет "с перьевой ручкой в руке".

https://www.pinterest.ru/pin/829647562594180428/
https://www.pinterest.ru/pin/829647562594180428/

Во всех своих работах - как врач и писатель - Сакс применял острые наблюдательные способности, дальновидное любопытство и сострадание, которые отражали его личное знакомство со страданиями и отчуждением. По его словам, он смоделировал свои работы на подробных, почти романистических примерах, которые были популярны в медицине 19 века и были особенно вдохновлены великим, русским нейропсихологом Александром Лурией.

Большинство ученых и клиницистов, интересующихся мозгом, склонны размышлять над характерными чертами, которые встречаются у людей, страдающих аутизмом, болезнью Паркинсона, шизофренией и другими заболеваниями, но Сакс был очарован уникальностью отдельных пациентов и тем, какой свет он проливает на состояние человека.

Его нехудожественные произведения достигли такого уровня литературного искусства, какого удалось достичь, например, лишь горстке ученых-авторов - Льюису Томасу, Стивену Джею Гулду. (Фактически Рокфеллеровский университет наградил Сакса премией Льюиса Томаса за 2001 год).

Неудивительно, что творчество Сакса так часто вдохновляло другие произведения искусства. Заглавное эссе из его коллекции истории болезни 1985 года "Человек, который принял свою жену за шляпу о человеке с расстройством мозга", называемое зрительной агнозией, которое оставило его неспособным понять то, что он видит, было написано в 1986 году в одноименном оперном театре. Его книга "Пробуждения" (1973), документирующая замечательный эксперимент Сакса с использованием лекарственного леводопы (также известной как L-допа) для реактивации пациентов, которые десятилетиями были заморожены от энцефалита, стала основой для одноименного фильма 1990 года, в котором покойный Робин Уильямс снялся в роли персонажа, основанного на фильме "Сакс".

Два фильма и одна пьеса были вдохновлены эссе антрополога на Марсе, коллекция 1995 года, которая также многое сделала для того, чтобы переосмыслить аутизм как состояние способностей, так и инвалидность. Название пришло из профиля аутистического животного бихевиориста Храма Грандина, который использовал марсианскую метафору, чтобы описать, каково это - быть аутистом, пытающимся понять обычное человеческое поведение.

Биография Оливера Сакса

Родившийся в Лондоне, Сакс был младшим из четырех сыновей двух врачей (его мать была одной из первых женщин-хирургов в Великобритании), оба были наблюдательными евреями. Это удивительно выдающаяся семья. Среди родственников Сакса - израильский государственный деятель Абба Эбан, лауреат Нобелевской премии математик Роберт Ауманн и американский карикатурист Аль Капп.

Автобиография Сакса 2015 года впервые показала, что он гей и провел десятилетия в замкнутом одиночестве и безправии, найдя любовь только в конце жизни. Замечательный спортсмен, он установил рекорд тяжелой атлетики (272 килограмма в приседании), живя в Южной Калифорнии, и продолжал плавать по 1,6 километра в день в водах рядом со своим домом на Сити-Айленде в Нью-Йорке до последних лет своей жизни.

В юности Сакс был любителем мотоциклов и серьезным любителем наркотиков, который с удовольствием экспериментировал с галлюциногенами. В одной из фантазий, подогреваемых наркотиками и описанных в его книге 2012 года "Галлюцинации", он завязал долгий философский дискурс с пауком на стене.

Его почти безрассудная страсть к исследованию периферии опыта и его аутсайдерский статус как гомосексуалиста, так и экспатрианта, почти наверняка способствовали его способности понимать и сочувствовать своим пациентам. Это, плюс его личные психологические причуды:

"Я очень настойчив, к лучшему или к худшему",

- написал он в автобиографическом эссе "Нога встать на ноги".

"Если мое внимание привлечено, я не могу от него отвязаться. Это может быть большой силой или слабостью. Это делает меня следователем. Это делает меня одержимым".

Невозможно сказать, сколько карьер в неврологии, неврологии и психологии были вдохновлены творчеством Оливера Сакса или сколько людей с аутизмом, синдромом Туретта и непонятными послеинсультными синдромами нашли свое отражение в его хитроумных словах и чутких прозрениях.

В февральской статье, посвященной смерти, Сакс в очередной раз выразил свою страстную благодарность за уникальность людей, выразив для поклонников те самые чувства, которые многие почувствовали бы при его уходе:

"Когда люди умирают, их нельзя заменить. Они оставляют дыры, которые не могут быть заполнены, потому что это судьба - генетическая и нейронная жирность - каждого человека быть уникальной личностью, найти свой собственный путь, жить своей жизнью, умереть своей собственной смертью".