В Государственную Думу внесён законопроект предусматривающий ответственность чиновников за оскорбления граждан. Разбираемся, что же предлагается сделать.
Последнее время в СМИ часто стала появляться информация о хамстве и оскорблениях со стороны чиновников различных уровней по отношению к гражданам.
Например, один из последних нашумевших случаев - глава Чувашии Михаил Игнатьев. 18 января 2020 во время выступления по поводу Дня печати он заявил, что некоторые журналисты и блогеры приезжают в Чувашию только для того, чтобы зарабатывать «на разных схемах». «Поэтому нужно четко обозначить: надо их мочить, как в народе говорят».
Другой скандал начался из-за того, что Михаил Игнатьев, 23 января 2020 во время вручения пожарным ключей от новых машин, высоко поднял руку с ними, тем самым, как писали местные СМИ, «заставив офицера МЧС прыгать». Его действия раскритиковал глава МЧС Евгений Зиничев; в «Единой России» заявили, что глава республики «унизил честь и достоинство офицера, оскорбил чувства миллионов человек».
Именно против такого неуважения к людям со стороны должностных лиц и направлены нововведения в КоАП РФ. Разбираемся подробнее.
Что предлагается?
12 мая в Государственную Думу РФ поступил новый законопроект, который планирует внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в статью 5.61, которая касается ответственности за оскорбления другого лица.
Так, в статью 5.61 - «Оскорбление» -, внесены изменения, которые расширяют её действие.
Сейчас часть 1 статьи 5.61 КоАП звучит так: «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме…».
Законодатель предлагает внести следующие изменения: «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица или унижение достоинства группы лиц, выраженное в неприличной или иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность форме…».
Законодатель признал, что исходя из анализа правоприменительной практики следует, что существующий механизм защиты чести и достоинства граждан от унижения, в том числе содержащегося в публично демонстрирующемся произведении и СМИ, не является эффективным.
В пояснительной записке инициаторы изменений в КоАП отмечают, что в соответствии с диспозицией статьи 5.61 КоАП РФ («Оскорбление»), обязательным квалифицирующим признаком данного деяния является неприличная форма. Между тем, унижение чести и достоинства человека, особенно посредством СМИ, не обязательно должно выражаться в неприличной форме.
С таким доводами сложно не согласиться. Так же отметим, что на наш взгляд правильным решением является расширение объекта рассматриваемого административного правонарушения - не только унижение чести и достоинства одного лица, но и группы лиц. Часто оскорбления могут касаться группы лиц, которую объединяет национальность, религия, профессия, интересы и т.п.
Инициаторы законопроекта отдельно отметили, что число должностных лиц, привлеченных к ответственности по ст. 5.61 КоАП РФ, возрастает. Так, если в 2018 году наказанию по данному составу было подвергнуто 60 должностных лиц, то за 1-е полугодие 2019 года уже 45. В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в статью 5.61 КоАП РФ, установив, что оскорбление может быть выражено не только в неприличной, но и в иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность форме, а также касаться не только другого лица, но и группы лиц.
Также законопроект увеличивает штраф для виновных лиц в совершении этого деяния:
- для граждан штраф предполагается установить в размере от 3 000 до 5 000 рублей (сейчас - от 1 000 до 3 000 рублей);
- для должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей (сейчас - от 10 000 до 30 000 рублей);
- для юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей (сейчас - от 50 000 до 100 000 рублей).
Ответственность за оскорбления в Интернете.
Далее предполагаются изменения в часть 2 статьи 5.61 КоАП РФ.
Сейчас она звучит следующим образом: «Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации…».
Законодатель предлагает дополнить её следующим образом: «Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»)».
Следовательно, оскорбления и травля в социальных сетях, на различных форумах будут наказываться по части 2 статьи 5.61 КоАП РФ.
Наказания по этим правонарушениям также планируется ужесточить:
- для граждан штраф предлагается установить в размере от 5 000 до 10 000 рулей (сейчас - от 3 000 до 5 000 рублей;
- на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 рублей (сейчас - от 30 000 до 50 000 рублей);
- на юридических лиц - от 200 000 до 700 000 рублей (сейчас - от 100 000 до 500 000 рублей).
Аналогичное изменение вносится в часть 3 статьи 5.61 КоАП РФ: «Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации…». Эту норму предлагается дополнить словами «или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»)».
По смыслу этой нормы ответственными являются специальные субъекты - должностные и юридические лица, в обязанности которых входит предупреждение или пресечение оскорбления. В качестве таких лиц могут выступать редакторы журналов, газет, выпускающие редакторы на радио и телевидении.
Тут также предлагается увеличить штрафы:
-на должностных лиц предлагается установить штраф в размере от 30 000 до 50 000, вместо от 10 000 до 30 000 рублей;
-на юридических лиц - от 50 000 до 100 00, вместо от 30 000 тысяч до 50 000 рублей.
Из этих нововведений следует, что всем социальным сетям необходимо вводить или увеличивать штат модераторов, которые будут отслеживать оскорбительные комментарии и удалять их, либо модерировать оскорбления в социальных сетях программным способом, например при помощи искусственного интеллекта. Иначе самим СМИ будет грозить штраф. В этой части мы видим возможность злоупотребления свободой массовой информации в случае чрезмерно широкого толкования допустимого вмешательства с точки зрения нового закона.
Как хотят наказать чиновников за слова?
Самое главное нововведение, которое предлагается установить в статье 5.61 КоАП РФ - ввести новую часть, которая будет устанавливать административное наказание за: «Оскорбление, совершенное лицом, замещающим государственную или муниципальную должность либо должность государственной или муниципальной службы, в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей)».
Как указано в пояснительной записке, в последнее время участились факты оскорбительных действий, унижающих честь и достоинства граждан, совершенных лицами, замещающими государственные или муниципальные должности. Подобные действия лиц, наделенных властными полномочиями, вызывают широкую негативную реакцию общества, способствуют умалению авторитета органов власти и управления.
Также законопроектом вводятся новые части 4 и 5, устанавливающие ответственность за оскорбление (в том числе совершенное повторно) лицом, замещающим государственную или муниципальную должность, в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей).
Для указанной категории лиц инициаторами законопроекта предлагается установить дисквалификацию, что, по их мнению, позитивно скажется на кадровом оздоровлении органов власти.
Так, ответственность по части 4 статьи 5.61 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 50 000 до 100 000 рублей, либо дисквалификацию на срок до одного года;
дополнить частью 5 следующего содержания:
При повторном совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.61 КоАП РФ предлагается установить административный штраф в размере от 100 000 до 150 000 рублей, либо дисквалификацию на срок до двух лет.
Итог
Правительством РФ одобрен указанный законопроект, но с замечаниями.
Так, по мнению Правительства РФ предлагаемое дополнение части 1 статьи 5.61 КоАП после слов «в неприличной» словами «или иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность» имеет неопределенный, оценочный характер и представляется избыточным, поскольку является конкретизацией признака «неприличная форма».
Кроме того, Правительство отметило, что предлагаемый частями 4 и 5 статьи 5.61 КоАП подход об установлении повышенных мер ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих по сравнению с иными должностными лицами, выполняющими публично значимые функции, не соответствует правовым позициям Конституционного Суда РФ (от 24 октября 2000 г. № 13-П, от 3 июня 2004 г. № 11-П), в соответствии с которыми устанавливаемые законодателем меры ответственности должны быть объективно оправданы, обоснованы и преследовать конституционно значимые цели с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2).
На наш взгляд, ответственность государственных служащих в рассматриваемом законопроекте никак не противоречит принципу оправданности и обоснованности.
Типовой кодекс этики и служебного поведения госслужащих РФ и муниципальных служащих, закрепляет, что поведение государственных (муниципальных) служащих должен основываться на таких принципах:
-исполнение должностных обязанностей добросовестно и на высоком профессиональном уровне; -признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;
-соблюдение установленными федеральными законами ограничений и запретов, исполнение обязанностей, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;
-соблюдение норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения;
-проявления корректности и внимательности в обращении с гражданами и должностными лицами; -проявление терпимости и уважения к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывая культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствование межнациональному и межконфессиональному согласию;
-воздержание от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления.
Из этого следует, что служба в государственных и муниципальных органах власти предполагает повышенный уровень ответственности должностных лиц. Поэтому она и называется - «служба».
Исходя из этого, на наш взгляд, никакого противоречия в предлагаемой ответственности госслужащих по статье 5.61 КоАП со стороны инициаторов законопроекта нет.
Тем не менее, к законопроекту имеется и ряд существенных вопросов. Так, лица, замещающие выборные должности любых уровней, по закону о государственной службе и закон о статусе депутатов ГД и членов Совета Федерации, не считаются лицами, замещающими государственные должности. То есть от оскорблений со стороны народных избранников простых граждан предлагаемый закон не защитит.
Будем следить за этим законопроектом и дальше.