Найти тему
ЗВЕЗДОЧЁТ ПОНЧИК☺

Научите меня играть на гитаре☺. Давайте делиться методиками!☺

В детстве - когда я учился в 4-м классе школы - мне почему-то захотелось научиться играть на гитаре. К тому времени - гитара у меня была уже пять лет кряду. Нам с братом подарили по иструменту, когда нам исполнилось по 7 лет, кажется... Гитара лежала бесхозной и до 4 класса школы я к ней не притрагивался: ну а тут - вдруг - интерес появился...☺.

Учился я так, как в те годы учились многие: те, кто не захотел идти в музыкальную школу. За две недели - научился играть на "блатных" аккордах: эти два десятка основных аккордов осваивали все, кто учился играть, пользуясь услугами сверстников и старшеклассников. Вечерами собирались и играли в подъездах... Было весело, по-доброму и напополам с анекдотами и дружеским времяпрепровождением...

В 2000-м году я впервые познакомился с электрогитарой. Увидел как играют на ней вживую и понял, что овладеть инструментом могут не только избранные, (как я почему-то всю жизнь считал!) а и любой человек, имеющий музыкальный слух☺. Стал практиковаться. Система рекомендаций от владеющих инструментальной игрой была предельно проста. Человек, за игрой которого на электрогитаре я впервые наблюдал в 2000 году, увидев, что в глазах у меня неподдельный интерес к его умению, сказал просто:
1)
Освой ноты.
2)
После того, как освоишь ноты - гоняй гаммы. В процессе освоения гамм - ты сам поймешь, в каком направлении тебе двигаться...
Ну, я и начал двигаться...

Процесс освоения гамм - был, как мне показалось - чрезвычайно трудным почему-то. Пальцы - ни в какую не хотели слушаться. Скажу что мне очень хотелось как можно скорее освоить именно
скоростную соло-игру на инструменте: это именно тот вариант исполненительства, который я увидел у человека весной 2000 года... Погоняв гаммы недели две, я понял, что прогресса никакого не наблюдается. Пальцы дико устают и после этого - какое-то время не гнутся☺... Мне показалось, что я понял, что имел в виду человек, когда посоветовал мне "гонять гаммы": столкнувшись с трудностями, я должен был начать думать, размышлять... Я стал вслушиваться в пальцы, что называется начал "заново присматриваться и привыкать к своим рукам": думать-думать-думать, давая кистям рук разнообразные задания. Обзаведшись (или обзаведясь, не знаю, как правильно!) двумя самоучителями - Маттео Каркасси и Эмилио Пухоля - я подвызубрил ноты. Табулатур тогда еще нигде не было видно: Интернета домашнего тогда в стране еще не было. Сеть была только в домах культуры. Практикуя игру, а в дальнейшем - общаясь со сверстниками-гитаристами я выделил для себя несколько ключевых моментов теории и практики:

1)В "электрогитарной" школе существуют два кардинально различающихся метода освоения инструмента:
а)
медленная наработка - тот вариант тренировки, согласно которому человек играет ВСЕГДА с самым медленным темпом, который только может себе позволить его мозг. Упражнения выполняются ровно настолько медленно, чтобы в кисти не было НИ МАЛЕЙШЕГО НАПРЯЖЕНИЯ: вместо напряжения гитарист должен ощущать ТЕПЛО... Это ЧРЕЗВЫЧАЙНО эффективная методика занятий! Из рассказов друзей я узнал, что такой метод тренировки исповедует Джо Сатриани.

Понятие "медленная" не означает, что вы не сможете играть быстро. НАОБОРОТ! Имеется в виду, что вы лишь ТРЕНИРУЕТЕ быстрые пассажи в медленном темпе. Всегда в медленном. В дальнейшем - взяв гитару, вы в любой момент можете сыграть быстро!!! Принцип методики заключен вот в чем: чем медленнее ты играешь пассаж, тем быстрее ты сможешь его сыграть в дальнейшем... Достаточно взглянуть на игру Джо Сатриани, чтобы понять НАСКОЛЬКО СКОРОСТНУЮ ИГРУ даёт медленная наработка☺.
ДЖО САТРИАНИ
ДЖО САТРИАНИ



б)
быстрая наработка - вариант занятий, при котором все упражнения делаются в максимально быстром темпе: самом быстром, на который в текущую секунду способен ваш мозг и доступная ему моторика. Таким способом постигал гитарное мастерство Ингви Мальмстин, к примеру. Такая методика - как я выяснил - даёт довольно ощутимый результат, но она - на мой взгляд (!) - всё-таки уступает первой, в том плане, что прогресс - чуть более долог... Хотя - вероятно - я просто не совсем правильно занимался, когда осваивал её. Не знаю.

В большинстве случаев - электрогитаристы совмещают оба метода освоения инструмента. Чтобы не получить травм запястий - чередуют эти "инь" и "янь" методы. В противном случае - можно получить эффект "заигрывания", то есть - утомления и тогда прогресс на какое-то время ступорится... К тому же - при излишне фанатичном отношении к "скоростной" наработке гамм - можно получить микротравмы запястья и кисти, которые первые 6-10 лет НЕ будут заметны, но в дальнейшем - проявятся: и человеку придется восстанавливать суставы посредством физических упражнений.

2)Существует по меньшей мере два варианта постановки ЛЕВОЙ руки на грифе гитары: классический и хэви-металический.
При классическом - большой палец левой руки НИКОГДА не выходит за пределы грифа сверху. Он - упирается в гриф ровно по середине его поперечника. Пальцы, исполняющие пассаж на грифе - максимально расслаблены. А выглядит это примерно так:

Выше средней части поперечника грифа палец НЕ поднимается: ходит при исполнении мелодий всегда на одной высоте... За этим надо строго следить... Пальцы - кроме большого - МАКСИМАЛЬНО расслаблены. Большой палец напряжен лишь в той степени, которая необходима для удержания грифа в стабильном положении. Гитарист сам находит необходимую степень активации большого пальца...
Выше средней части поперечника грифа палец НЕ поднимается: ходит при исполнении мелодий всегда на одной высоте... За этим надо строго следить... Пальцы - кроме большого - МАКСИМАЛЬНО расслаблены. Большой палец напряжен лишь в той степени, которая необходима для удержания грифа в стабильном положении. Гитарист сам находит необходимую степень активации большого пальца...

При хэви-металическом, "эстрадном" варианте постановки большого пальца - палец по задней поверхности грифа фиксируется "в обхват": гриф зажимается почти в кулак:

Строго следить за срединным положением большого пальца не нужно. Кисть руки зажимает гриф практически в кулак. При этом гриф лежит между большим и указательным пальцами - "на перепонке"  между этими пальцами... Такая постановка большого пальца позволяет музыканту играть стоя и на ДЛИННОМ РЕМНЕ, когда гитара находится у него практически чуть ниже пояса. Такого рода положение инструмента позволяет снять нагрузку с плечевого пояса во время длинного концертного выступления.
Строго следить за срединным положением большого пальца не нужно. Кисть руки зажимает гриф практически в кулак. При этом гриф лежит между большим и указательным пальцами - "на перепонке" между этими пальцами... Такая постановка большого пальца позволяет музыканту играть стоя и на ДЛИННОМ РЕМНЕ, когда гитара находится у него практически чуть ниже пояса. Такого рода положение инструмента позволяет снять нагрузку с плечевого пояса во время длинного концертного выступления.

Пальцы левой руки, зажимающие лады на грифе - как и в случае с "классическим" вариантом постановки - тоже МАКСИМАЛЬНО расслаблены. Большой палец левой руки - мягко, но уверенно фиксирует гриф, проходя через его "спинку" (заднюю поверхность) и выходя за гриф примерно на полфаланги: суть в том, чтобы мягко положить гриф на "перепонку" между большим и указательным пальцами, одновременно нефанатично зафиксировав его в стабильном положении.
НЕ напрягайте пальцы излишне!!!! За этим нужно следить!! Чрезмерно напрягать пальцы при игре на гитаре - очень нежелательно. Степень активации всех пальцев на грифе - кроме большого - примерно такая, какая необходима при прикосновении к собственному лицу - как при утирании пота со лба, допустим. Или к лицу ребенка, который плачет и которому нужно вытереть слёзы. При игре на гитаре вы не должны чувствовать напряжения. Вы должны - вместо него - чувствовать тепло... За гриф гитары гитарист держится примерно так, как за руку девушки: мягко, но уверенно и спокойно. Мне кажется, что эти образные сравнения - наиболее точны.
Правая рука, извлекающая звуки над корпусом - тоже не должна быть напряжена: степень ее напряжения такова, как у курильщика, который держит сигарету в пальцах. Примерно так вот. Это позволит избежать травм, одновременно активируя рост капиллярной сети обеих ладоней...

Вот. "Классическим" стилем постановки играют исполнители классической и акустической - неэлектро - гитары - а также зачастую Ингви Мальмстин. Несмотря на то, что этот гитарист играет на электрогитаре, являясь признанным виртуозом игры на этом инструменте, он - часто - играет на ней в классическом стиле: большой палец не поднимает, упирая его строго в центр задней части грифа...
Хэви-металический стиль используют Джо Сатриани, Стив Вай, Владимир Холстинин и многие-многие гитаристы "тяжелой музыки" стилей хэви-метал и хард-рок.

3)Основной залог овладения инструментом - ПРАКТИКА. Если человек играет мало, то он никогда не овладеет инструментом так, как того желает. Для того, чтобы научиться играть скоростные пассажи, заниматься нужно
в любую свободную минуту. Практики электрогитары считают, что заниматься в день нужно от трех часов и до двенадцати часов кряду... Однако со своей стороны замечу, что слишком длительные занятия могут со временем обернуться хроническим вывихом запястья: как правило, той руки, которая зажимает лады на грифе. У левшей - это правая рука, а у правшей - левая...
Как бы там ни было - нужно ЛЮБИТЬ играть. Тогда вопрос количества потраченных на занятия часов - вроде как и отпадает, поскольку человек играет всё своё свободное время - во-первых, а во-вторых - в процессе занятий максимально концентрируется, одновременно расслабляясь под любимые мелодии, которые исполняет...

4)Некоторые практики игры на музыкальных инструментах - и любителей гитары это тоже касается - рекомендуют укреплять пальцы дополнительными физкультурными упражнениями: заниматься с кольцевым резиновым кистевым эспандером, делать отжимания от пола на пальцах, выполнять укрепляющие упражнения на предплечья и запястья: рука с гантелью небольшого веса кладется в положении сидя на колено - так, чтобы кулак выступал за колено. Предплечье при этом плотно прижимается к квадрицепсу ноги. Кулак максимально притягивается вверх, а затем - максимально опускается вниз. Предплечье - еще раз - плотно прижато к передней поверхности бедра сидящего человека. А кулак с гантелью - выступая за колено - выполняет движения вверх и вниз. Проще показать это на двух фотографиях. Например - таких:

Кто-то считает, что занятий с одной лишь гитарой - вполне достаточно. Иные - не согласны с этим. Как бы там ни было - гитаристу, я думаю, нелишне будет заниматься физическими упражнениями. Особенно на укрепление кистей рук и запястий. Следует только сказать что вес гантели нужно подбирать таким образом, чтобы вы без труда смогли выполнить 20-30 повторений.

5)ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ моментом является отказ от КУРЕНИЯ. Дело в том, что у курильщика режим кровоснабжения кончиков пальцев - НАРУШЕН. Ведь наиболее активно курение сужает сосуды ПАЛЬЦЕВ - как рук, так и ног. Поэтому ЕСЛИ вы курите - вы НЕ сможете
прогрессировать и ваша игра будет оставаться НА ОДНОМ - ранее достигнутом - уровне. Если вы уже умеете играть, то курить - вероятно - позволяете себе. Но бросать - надо: иначе не будет прогресса. Максимум, чего вы сможете добиться - это поддержание уровня игры на текущей отметке. Когда я бросал курить - прогрессировал я в считанные дни: спустя трое суток уже гоняя гаммы уровня Ричи Блэкмора и даже Стива Вая. Но КАК ТОЛЬКО я начинал курить снова - скорость игры останавливалась и уже спустя день - откатывалась к прежней отметке. А "прежней отметкой" является для меня уровень "медленного кантри" и средней скорости рок-н-ролла и блюза... Курить гитаристу - НЕЛЬЗЯ. Исключение - вероятно - бывает, если человек УЖЕ ВИРТУОЗ и к тому же тратит в день на освоение инструмента 5-7 часов. Тогда - курение почти не сказывается на скорости и точности игры. Однако - факт того, что такой человек рано или поздно получит травму запястья (ввиду хронического сужения сосудов) - почти неоспорим...

6)После того как вы отказались от курения можно приступать к наработке гамм. Гаммы нужно гонять во всех тональностях, какие вам заблагорассудится освоить. Самый простой вариант - освоение приема БАРРЭ. На любом ладу устанавливаете баррэ и остальными тремя пальцами -
в среднем темпе - исполняете гаммы или НАИБОЛЕЕ приятные на слух совокупности последовательных звуков. Это интересно и довольно мелодично. НО Не напрягайте руку излишне!!!! Баррэ нужно практиковать очень МЯГКО. Вместо напряжения вы должны научиться чувствовать тепло. Строго говоря, процесс освоения музыкального инструмента мало чем отличается от тренировки мускулов: "главными" мускулами при освоении электрогитары у вас будет мускулатура предплечья, бицепс и запястье. "Вгоняйте" мысленно ТЕПЛО в эти области мускулатуры, максимально расслабляя их, а по временам - заставляя напрягаться на 20-50% от максимума. Играйте много, с радостью и на здоровье!

7)САМЫЙ ЛУЧШИЙ вспомогательный инструмент для электрогитариста - это СКРИПКА. Её - осваивать наряду с гитарой, на мой взгляд, строго обязательно. Дело в том, что на грифе скрипки отсутствуют лады. Такое положение дел - залог того, что музыкант научится чувствовать гриф гитары практически на интуитивном уровне. Он - буквально "срастётся" с инструментом. Скрипка - развивает и восстанавливает СЛУХ: как музыкальный слух, так и обычную ОСТРОТУ слуха. Возможно это благодаря тому факту, что при игре на скрипке музыкант упирает инструмент в систему костей. ЗВУК - отражаясь от этих костей, попадает в ЦНС (центральную нервную систему) не через ушные отверстия, а через "микропоры" костей. Музыкант - слышит стереозвук ПРЯМО В СВОЕЙ ГОЛОВЕ. Слушателю - зачастую заметны лишь монотонные "стенания" скрипки (которые многих даже раздражают☺), в то время как исполнитель - слышит "квадростереофонику" в своей голове... К искуственным - и опасным - бинауральным колебаниям это НЕ относится и носит в прямом смысле лечебный эффект. Бинауральные искусственные колебания - это весьма опасный вариант звукового быта, а поэтому использоваться должен очень аккуратно. Многие люди - понимая серьезность такого рода колебаний - относятся к ним с высочайшей степенью осторожности. Что и правильно. А скрипка - это НЕ искусственный звуковой поток КВАДРОстереофоники: поэтому скрипичное объемное звучание НИ ГРАММА НЕ ОПАСНО, А ПОЛЕЗНО! Это не бинауральные ритмы!! СКРИПКА - это КВАДРОауральные колебания, а поэтому никакие бинауралки с ней НЕ СРАВНЯТСЯ!!☺

Важный момент: сразу - вы не сможете услышать квадростереофонический поток музыки в своей голове. Это придёт позднее. Мозгу нужно время на то, чтобы научиться слышать квадросистематические звуковые колебания. Если играть с максимальной концентрацией слуха - как следует вслушиваясь в каждую ноту исполняемой мелодии - то через несколько месяцев эффект квадростереофоники вы сумеете "поймать", а затем - усилить. В дальнейшем он - будет прогрессировать вместе с вашим исполнительским мастерством. Квадраауральные ритмы дают ощущение "усилителя", "комбика" в голове, а поэтому - домашний комбик для скрипки становится не нужен...

К тому же скрипка - это инструмент КЛАССИЧЕСКОЙ музыки. Электрогитарист, использующий в своей игре классические инструменты - никогда не страдает излишней пафосностью натуры: на концертах он скромен, весел, улыбчив, не допускает выпендрежа и излишнего глэма.
С помощью скрипки лечатся такие заболевания как:
1)глухота;
2) отсутствие музыкального слуха;
3)
хроническая обструктивная болезнь лёгких (звук, проходя через систему микропор костей в средостение лёгкого - воздействует на "хрящевые" поражения легких. ЭТО ПРИВОДИТ К ПРОРАСТАНИЮ КАПИЛЛЯРОВ В ЭТИХ "омертвевших" участках легких - и они - становятся мощными-мощными доставщиками КИСЛОРОДА к остальным - здоровым - тканям легкого☺).
4)Суставные болезни, связанные с недостаточностью хрящевой ткани (остеохондрозы, воспалительные заболевания суставов и окружающих НЕРВОВ) - и т п.

8)Как ни парадоксально это звучит, а освоение электрогитары лучше всего начинать с освоения приема
БАРРЭ. При этом баррэ нужно последовательно брать всеми пальцами левой руки - указательным, средним, безымянным и мизинцем.
а)сначала - указательным пальцем; б)средним; в)безымянным; г)мизинцем.
Делается это просто: одним пальцем - сначала указательным - зажимают все струны на
первом ладу. Остальные пальцы левой руки - струн не прижимают, свободно находясь над струнами в наиболее удобном для гитариста положении: для каждого гитариста такое положение подбирается индивидуально. Кто-то задирает пальцы, не задействованные в баррэ, высоко над струнами (как у парня на фото), а кто-то - поскольку так ему более удобно - держит пальцы над струнами очень низенько... Мне - например - удобен второй вариант - с низкой постановкой пальцев, не задействованных в баррэ... Зажав струны левой рукой на грифе - ПРАВОЙ рукой медленно проводят по струнам над звукоснимателями сверху вниз (можно большим пальцем - уделяя звучанию каждой струны ДВЕ-ТРИ секунды...): от шестой - самой "толстой" - до первой - тоненькой... Примерно так это выглядит. Фото взято из Интернета.

Как видно из фото, все пальцы - кроме указательного - находятся над струнами и струн НЕ прижимают. Постановка остальных пальцев у гитариста - "высокая". Музыкант при тренировках высоко поднимает пальцы, не задействованные в баррэ. Если вам удобно держать пальцы ближе к струнам - держите. Разницы - НЕТ.
Как видно из фото, все пальцы - кроме указательного - находятся над струнами и струн НЕ прижимают. Постановка остальных пальцев у гитариста - "высокая". Музыкант при тренировках высоко поднимает пальцы, не задействованные в баррэ. Если вам удобно держать пальцы ближе к струнам - держите. Разницы - НЕТ.

Зажав струны - нужно добиться чистого их звучания. Сразу этого - вероятно - не получится, но уже после 2-4-6 минут практики - как правило, получается. Если после 30 секунд вам так и не удалось добиться чистого звучания струн - прекратите упражнение. Расслабьте кисть руки и мысленно вгоняйте в кисть руки тепло, стараясь почувствовать температуру кожи ладони, пальцев - как фаланг, так и подушечек пальцев. Спустя минуту - попробуйте снова. Так что унывать - не надо. На первых порах - важно НЕ переусердствовать, чтобы не порезать кожу фаланг пальцев. Для того чтобы не порезать кожу - пальцы надо постоянно менять. Лучшая методика - такая: установив баррэ указательным пальцем и проведя по струнам правой рукой - палец левой руки сразу меняем (независимо от того, чистым получился звук или нет!) на средний палец, затем - на безымянный, а после - мизинец... Степень прижатия - должна быть не фанатичной, а средней. Усиливать давление нужно НЕ РЕЗКО, НЕ РЫВКАМИ, А ПЛАВНО: как будто вы - пытаетесь РАЗМЯТЬ ПАЛЬЦЕМ ПЛАСТИЛИН ДЛЯ ЛЕПКИ☺. Чем постепеннее и мягче вы надавливаете на струны - тем меньше вероятность, что вы - порежете кожу на пальцах левой руки. Естественно, что ДАЖЕ если вы - порезались, ранки очень скоро заживут и более вы НИКОГДА не сможете резать кожу о струны. Но лучше - чтобы кожа крепла без серьезных царапинок и порезиков. Поэтому - МЯГКОЕ, ПОСТЕПЕННОЕ нажатие, а не резкое и фанатично-сердитое. Вспоминайте пластилин. Нажатие должно выполняться именно с такой подачей: мягко, плавно, без резких стремительных "врезов", а со сконцентрированной задумчивостью: как будто вы сели не тренироваться, а писать кому-то письмо...☺.

Если вы чувствуете, что на пальцах вот-вот образуются водяные мозоли - освоение баррэ на пару-тройку деньков ПРЕКРАЩАЕТЕ, осваивая в эти дни аккорды без баррэ. ТАК - бывает в 99% случаев. Поэтому - прекратив занятия, НЕ считайте, что вы - невезучий... Спокойно осваивайте остальные аккорды... За это время - дня за три - под мозолью образуется плотная кожа, которая уже НЕ будет резаться струнами. Тогда - практиковать баррэ можно продолжить. Кожа на пальцах станет крепкой-крепкой. Как у Терминатора или Бэтмена с Суперменом и Глебом Жегловым, Ниндзя-Райкэндэном, Сплинтером (ну, или почти как у них☺).
Освоение приема баррэ можно начинать еще ДО изучения аккордов: то есть, первым делом - как только впервые взяли в руки инструмент. Вреда - не будет. Аккорды без баррэ можете осваивать параллельно. Или сразу после того, как научитесь исполнять баррэ.

9)Изучите основные аккорды - многозвучия, образованные от всех основных нот. На начальном этапе нужно выучить такие аккорды:
С, Сm - до и до-минор (аккорды, образованные от ноты "до")
D, Dm - ре и ре-минор
Е, Em - ми и ми-минор
F, Fm - фа и фа-минор
G, Gm - соль и соль-минор
A, Am - ля и ля-минор
H, Hm - си и си-минор
Изучению остальных аккордов - со степенью 5, 7, 9, -5, +5 - и т.д., а также с индексами maj, sus - и т. п. - посвятите время чуточку позже. Когда почувствуете, что для выражения музыкального материала не хватает "джазовых", "блюзовых", "испанских", "гавайских" или "кантри"-созвучий...

Вполне возможно, что вам захочется выучить аккорды с двойным баррэ: тот вариант, когда баррэ зажимают сразу на двух ладах: например, указательным пальцем и мизинцем, в то время как остальные пальцы стоят в аккорде на каких-то своих местах, исполняя остальную часть аккорда. Самое простенькое из этого - что-то вот такое вот:

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА
ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА

10)ЭТА РЕКОМЕНДАЦИЯ относится к субъективным. Следовать ей или нет - решайте сами.
Когда почувствуете, что прогресс - оставляет желать лучшего (такое может произойти при "заигрывании", утомлении, утрате интереса к инструменту - и т д),
то переставляйте струны на гитаре наоборот☺. То есть - если были ПРАВШОЙ - становитесь на время ЛЕВШОЙ и осваивайте инструмент заново. С одной стороны - это позволит переключиться со стойких неудач на некое новое - с нуля - постижение, а с другой стороны - сделает вас обоеруким исполнителем: таким себе гитарным амбидекстром, что тоже - очень интересно и полезно. У меня большую часть жизни было два инструмента: на одном - струны были натянуты под левую руку (я от рождения - левша), а на другом - под правую.
Усидчивостью особой я никогда не отличался, а поэтому сверх-супер-пупер-виртуозом я по сей день так и не стал, однако - весьма сносно играю на гитаре обеими руками: и в качестве правши, и в качестве левши...

11)На гитару - с самого первого дня её освоения - нужно смотреть не как на струнный инструмент: ведь музыкальный диапазон гитары изначально предполагает возможность расширения за счет стилей
тэппинг и тач-стайл. По факту гитара - это пианино, скрипка и синтезатор - в одном флаконе. К тому же человек, играющий сидя - всегда может прислонить подбородок к инструменту, к его боковой деке: это позволяет слышать звук гитары "прямо в своей голове": за счет резонанса сквозь "микропоры" в структуре костей черепа. В этом случае - играть можно даже на не включенном в электросеть инструменте: это очень удобно. И соседям не мешаешь, и музыка внутри черепной коробки звучит: разжижаются холестериновые бляшки в сосудах мозга, средостение лёгких получает мощный импульс к формированию капилляров, восстанавливаются суставные поверхности и даже - если играть неагрессивно - межпозвоночные диски, к примеру...
Гитара - как акустическая, так и электрогитара - очень интересный, добрый и хороший инструмент.


Вот.

12)НОТЫ НА ГРИФЕ ГИТАРЫ. ВЫУЧИТЕ ИХ. Это НЕ трудно. На запоминание вам вряд ли потребуется более 20 минут. Людям зачастую кажется, что выучить ноты - это что-то очень трудновыполнимое. На самом деле - это дело нескольких десятков минут всего!☺. Сядьте - и спокойно подвызубрите внешний вид этих "букашек". Сначала - для первой - самой тонкой струны, затем - для второй, и далее - для всех остальных. Максимум, что вам потребуется - ЧАС ВРЕМЕНИ. На освоение нот каждой струны - 10 минут. Увидите, как это просто и увлекательно даже.
Знание нот позволит избежать необходимости пользоваться табулатурами.
Кстати, я очень быстро забыл расположение нот на грифе, примерно за полгода: поскольку в жизни мне не приходилось читать ноты с листа. Но строго говоря, знать ноты
аксиомально обязательно. ОСОБЕННО электрогитаристу!!! На освежение "нотной памяти", если вы изучили однажды ноты на грифе - уходит не более 5 минут. Музыкант, который не знает нот - это всё равно что взрослый человек, который не умеет читать!☺

Это ноты на грифе гитары. Выучить их расположение - желательно. ЭТО НЕ ЗАЙМЕТ МНОГО ВРЕМЕНИ. Запоминание - вопреки расхожему мнению - требует не более 20 минут.  ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА.
Это ноты на грифе гитары. Выучить их расположение - желательно. ЭТО НЕ ЗАЙМЕТ МНОГО ВРЕМЕНИ. Запоминание - вопреки расхожему мнению - требует не более 20 минут. ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА.
А на этом рисунке БОЛЕЕ ПОЛНАЯ КАРТИНКА - по ВСЕМ ладам гитары. Первая картинка поможет вам "въехать", а вторая - изучить бемоли и диезы. Въехав в первую картинку - приступать можно к изучению всех нот - СРАЗУ по второй картинке. А в дальнейшем сами впишИте диезы и бемоли в первую картинку!☺
А на этом рисунке БОЛЕЕ ПОЛНАЯ КАРТИНКА - по ВСЕМ ладам гитары. Первая картинка поможет вам "въехать", а вторая - изучить бемоли и диезы. Въехав в первую картинку - приступать можно к изучению всех нот - СРАЗУ по второй картинке. А в дальнейшем сами впишИте диезы и бемоли в первую картинку!☺

13)Принципы чтения табулатур тоже нужно изучить. Это можете сделать в Сети, набрав в поисковике "Табулатуры" или "Что такое табулатуры".

14)Следующая рекомендация - из разряда субъективной части опыта. Руки гитариста -
постоянно требуют практики, на которую иногда попросту может не хватать времени. Решается эта проблема довольно ПРОСТО: кисти рук - постоянно должны находиться в активации: вы - когда не занимаетесь - каждую секунду должны чувствовать ладони, акцентируя на них своё внимание: ощущать тепло кожи; "чувствовать" как кровь бежит по сосудам тыльной стороны ладони; полностью расслабив руки - легко-легко покачивать пальцами, представляя, что играете пассаж... Руки - должны находиться в карманах куртки или свободно висеть по бокам туловища, когда вы выполняете "грифовые" движения пальцами... Такого рода практика - сделает ваши пальцы более тренированными даже при временном отсутствии возможности играть непосредственно на инструменте... Ладони можно мысленно ощущать целый день кряду либо прибегать к этой практике тогда, когда захочется.

15)Для гитариста важным моментом является музыкальная загруженность и творческая задействованность. Постоянно - когда у вас есть время - что-либо сочиняйте в своей голове, а когда берете в руки инструмент - пытайтесь воспроизвести мысленно "сыгранную" ранее мелодию или пассаж.

16)Не забывайте о необходимости отдыха. Чтобы гитара не занимала ваши мысли целиком, устраивайте себе дни отдыха от инструмента: например, субботу и воскресенье. Или еще какие-то дни - на ваш выбор. Можно и наоборот: если чувствуете, что гитара полностью овладевает вашими мыслями - занимайтесь до тех пор - без выходных - пока не почувствуете, что начали уставать. Как только почувствуете - пару дней ОТДЫХАЙТЕ.

Мне кажется, что этих нехитрых рекомендаций вполне достаточно для того, чтобы начать заниматься гитарой. На полноценный самоучитель эта статейка не тянет, но я искренне надеюсь, что такие вот буковки - для кого-то станут заинтересовывающими и человек - начнет практиковать занятия на электро- либо акустической гитаре... Вдобавок - освоит скрипку, банджо, домбру, мандолину, индийский ситар, а также пианино, ханг, еще что-нибудь... Каждый из этих инструментов - по-своему уникален.


В любом случае - УСПЕХОВ!☺


А какие мнения у вас? Как вы осваивали гитару?

Возможно, что я еще не раз продолжу рассусоливания на эту тему. НО мне жутко не нравится дробить публикации на части и выпускать их одну за другой, поэтому я - время от времени - буду добавлять текст именно в ЭТУ статью. Кому охота - захаживайте на эту страничку. Текст на ней - будет прирастать: будут добавляться новые абзацы и расширяться старые. Копируйте статью к себе на компьютер посредством опций "копировать/вставить". И пользуйтесь.

Если охота - комментируйте☺...