Иногда смотришь на керамическую работу необыкновенной красоты и не понимаешь, как она сделана. Как возможно в глине создать столь тонкий силуэт, столь изящную линию, повторить кружево или складки ткани, локоны на головках статуэток или тончайшие прожилки на листочках клена?
Многие годы художники-керамисты ищут новые способы воплощения красоты окружающего мира в керамике.
Мы готовы поделиться с вами некоторыми секретами нашего мастерства.
Керамика как искусство существует многие столетия. И все эти годы увлеченные керамисты находят новые приемы, позволяющие передать в любимом материале всю красоту окружающего мира, соединить разные виды искусства в керамике и создать совершенные по своей красоте работы. В керамике работали практически все известные художники мира.
Мы не станем сейчас описывать все известные пластические приемы, коих бесконечное множество, а хотим остановиться только на тех, что применяем сами для создания законченных объектов керамического искусства и рассказать вам, как мы это делаем.
Существует несколько наиболее распространенных видов пластики в керамике:
- скульптурная пластика
- керамическая флористика
- имитации различных фактур
Скульптурная пластика — это керамическая скульптура и лепнина: перенесение на изразцы скульптурных и лепных фигур. Таких как различные цветы, ягоды, бабочки. Кроме того, это керамическое плетение, когда из тонких керамических нитей создаются целые произведения: посуда, светильники, украшения и т.д.
Способ исполнения одновременно прост и сложен. Простота заключается в том, что на стандартную форму (плитку, кувшин или любую другую поверхность) прикрепляется влажная скульптура или глиняные раскатанные нити. Затем все это сушится, после чего обжигается и глазуруется.
Примеры таких работ вы можете увидеть ниже на нашем изразцовом камине Шиповник.
Эту же технологию мы применили и для нашей мятной печи.
Сложность заключается в самом исполнении скульптуры — здесь требуется настоящее мастерство скульптора, поскольку изображения должны быть натуралистичными, живыми, в реальности повторяющими природу. Кроме того, тонкие элементы, такие как плетение, могут по разному сохнуть, а в итоге, вся конструкция может в любой момент рассыпаться.
Керамическая флористика — это второй вид керамической пластики. Как правило, в России этот прием используется для декорирования терракотовых изразцов, с минимальным количеством глазури на поверхности, для повторения старорусских изразцовых техник.
Однако, есть художники, которые глазуруют и чернят свою керамику, для достижения определенного эффекта. Известны работы финской керамистки Тойни Муона, которая создала целую серию флористических панно в бирюзово-черной глазури.
Способ также несложен в исполнении, однако требует внимания к деталям. Обычно берется настоящее растение или его часть, покрывается жидким шликером, прикрепляется к керамической основе или вдавливается в нее, как у Тойни Муона. После чего сушится и обжигается.
Вся органика сгорает в печи при обжиге, поскольку температуры в печах очень высокие, от 950 до 1300 градусов. На поверхности изделия остается точное глиняное изображение природной формы.
Главное здесь — это состав шликера и его влажность, поскольку от этого зависит и усадка глиняного изделия, и точность повторения природного силуэта.
Шликер или шликерная масса — кашеобразная масса или суспензия, состоящая из глины и различных добавок, например, жидкого стекла, кальцинированной соды и углещелочного реагента.
Также широко известны флористические керамические работы, имитирующие букеты.
Например, работы японской художницы-керамистки Хитоми Хосоно, которая работает только с флористическими сюжетами.
Третий вид пластических эффектов — имитация различных фактур.
Наиболее известные имитации — это кружевной фарфор, о котором мы рассказывали в отдельной статье. Техника насчитывает столетия своего существования, но не перестает восхищать.
Эта техника похожа на керамическую флористику. В ней также используется оригинальный элемент — кружево, которое пропитывается шликерной массой и прикрепляется к основе — кукле или плитке.
Затем высушивается, обжигается и глазуруется. Во всех случаях текстиль сгорает, а керамическое кружево остается на века.
Аналогичным образом делаются многочисленные складки на одеждах в мелкой скульптуре.
Не менее интересная техника имитации фактуры тканей или дерева. Как правило, имитируют грубые ткани, такие как рогожа или лен или фактурную древесину.
Этот пластический эффект достигается путем оттисков фактуры, когда настоящую ткань или древесину прижимают к заготовке из сырой глины, затем снимают, а такую вот заготовку с оттиском сушат и обжигают.
Эта техника восходит еще к архаичной эпохе «веревочной керамики» и была распространена в скопинском керамическом промысле, где делали много терракотовых изделий, украшенных штампованными орнаментами.
Есть техника имитации камня, которая может осуществляться несколькими способами. Первый из них это создание гипсовой формы, отлитой по определенному фактурному камню. Обычно мы используем этот способ, когда нам приходит большой заказ на облицовку фасада керамикой, например, цоколя дома.
В этом случае требуется большой объем плитки, поэтому мы изготавливаем формы с утвержденной заказчиком фактурой и производим изразцы по обычной технологии набивных рельефов.
Второй способ — это ручная имитация, когда объем заказа невелик и «каменные» изразцы требуются как штучные декоры в рамках общего проекта. Тогда мы вручную наносим требуемый рельеф на сырую глиняную заготовку.
Таким же образом делаются большие горельефные панно, требующиеся в единственном экземпляре.
Хороша имитация металлических поверхностей, которая достигается не пластическим путем, а эффектами глазурования, например, используя технику люстрирования, что позволяет создавать камины и печи в стиле хайтек или стимпанк.
Необходимо заметить, что такой камин будет иметь все свойства огнеупорности и теплопроводности, в отличие от металлического камина, требующего дополнительных теплоизолирующих материалов, но при этом будет обладать дизайном технологичного современного элемента интерьера.
Ну и напоследок хотим рассказать о создании керамической облицовки для изразцовой печи «Маки», в которой была применена техника «моаррак» — крупноформатная керамическая мозаика, собранная по принципу пазла.
Нами был разработан эскиз керамического панно, который был перенесен на раскатанный, как тесто, пласт глины определенной толщины. Затем этот пласт с рисунком был разрезан на равные куски разной конфигурации, в соответствии с логикой рисунка. Эти куски были обожжены, затем собраны обратно в панно и расписаны глазурями. После чего обожжены повторно. Затем панно было отвезено на объект и там собрано на печи, как пазл. Самое сложное было рассчитать усадку глины и скорректировать разрезы таким образом, чтобы после обжига и усадки все куски совпали. Но мы справились с этой задачей.
Поэтому же принципу проектировалась облицовка для камина «Суздальский». Только в качестве рисунков там использовались элементы владимиро-суздальской белокаменной резьбы с изображением кремля и других архитектурных элементов.
Вообще, глина позволяет делать с ней все, что угодно, ее декоративные возможности по настоящему безграничны. Поэтому только в керамике, при использовании различных пластических приемов, невозможное становится возможным.
_____________________________________________
Подписывайтесь на наш канал о мире керамики!
Источник: Мастерская "Русская Майолика"