Здравствуйте, мои дорогие читатели!
Эта серия из 4 статей про моих бабушек и дедушек. Я уже рассказал про бабушку со стороны мамы и деда со стороны отца. Сегодня речь пойдет о Сираеве Минибае Исламовиче.
Он был отцом моей матушки. К моему великому сожалению, я общался с ним только в моем раннем возрасте, поэтому у меня осталось мало воспоминаний о нем. В памяти сохранилось только одно яркое воспоминание о нем. Он тогда был очень болен и практически не вставал с посели. Лейкемия сжигала буквально на корню. Но, утром 9 мая он сам выгладил свой костюм, надел все свои награды, и вышел на парад.
Я помню, как задумавшись, он долго сидел, касаясь рукой каждой награды. Наверное, он был там – со своими боевыми товарищами. Каждая награда была частью его жизни, его воспоминанием. Шестилетний, я тогда понял, что он далеко от нас, что не надо ему мешать. Тогда еще не было бессмертного полка, но я четко увидел, как за его спиной, стояли его погибшие на полях сражений сослуживцы.
В ночь на старый новый 1985 год дедушки Минибая не стало.
Артиллерия – царица полей
Свой боевой путь дедушка, или картатай - старый папа начал еще с финской войны. Я думаю, что в моем техническом складе ума, была и его хорошая часть. Он закончил педагогический институт, и стал преподавателем физики, когда его призвали в армию.
Суоми не распахнула объятий для наших войск, как пелось в популярной предвоенной песне. Финны развернули сеть укреплений, штурмовать которую можно было только после хорошей артиллерийской подготовки. А что надо канонирам знать назубок? Ее, родимую. Математику. Поэтому у деда просто не было других вариантов. Со слов матери, я знаю, что у него не было офицерского звания - он был старшиной – командиром орудия
Хорошо зная математику, он делал все необходимые для стрельб вычисления в уме и делал очень быстро. Это позволяло выживать не только ему, но и всей его батарее.
Без перерыва попал с финской войны на войну с фашистской Германией.
Для Сираева Минибая война катилась своим чередом. Победы и неудачи, ранения и выздоровления. Самую страшную битву при Прохоровке дед встретил не в своей батарее, а на больничной койке. Может быть это, спасло ему жизнь, и я обязан его болезни своим существованием. Каждый человек живет, благодаря необъяснимой череде случайных случайностей…
И вот он праздник! 9 мая. Вал стрельбы в воздух и крики. Все ходят очень радостные. СВЕРШИЛОСЬ!
А дальше была дорога домой.
Родное село
После дороги домой была свадьба. Свадьба с девушкой, с которой он был знаком до войны. Она изменилась, стала жестче, тверже, что поделаешь! Зоя не прохлаждалась в тылу, а ходила за передовую линию окопов. Разведка! Но, они остались прежними, несмотря ни на что. А дальше было трое детей и пятеро внуков. И было неверное мнение, что Минибай стал слегка подкаблучником. Увы, то, что видно со стороны, не всегда является правдой. А правда в том, что он был хозяином своей земли и семьи, и его мнение всегда было решающим. И его женушка могла быть грозой школьных хулиганов, уважаемой матроной, но для него она была любимой женщиной. Вся трудовая деятельность прошла в школе. Преподавал физику и астрономию.
Я, конечно же, считаю себя самым любимым внуком, но это только из моего непомерно раздутого самомнения и наглости. На самом деле, дедушка был добрейшим человеком, и любил нас всех, хотя бывало, что мы немного перегибали палку. Что с нас возьмешь? Дети! Все отзывы, которые я слышал от односельчан о нем, полны добрых воспоминаний. Даже здесь, на Дзене, мне написала одна из его учениц, и сказала, что самое главное его качество – доброта.
Прости, мой читатель, что в этой статье, нет таких ярких воспоминаний, как в предыдущих, но я думаю, что ты почувствовал доброту этого человека, читая мою писанину, улыбнулся ему. И мне это очень приятно. Именно для этого я пишу эти 4 статьи.
А пока я прощаюсь, вечно твой, бешаннный проектировщик,
Истамбаев Айрат