24 т куриных лапок отгружено из Тамбовской области
Группа «Ресурс» отправила в Китай пилотную партию куриных лапок весом 24 т по железной дороге. Продукцию отгрузили с перерабатывающего комбината компании в Инжавинском районе Тамбовской области, рассказал «Агроинвестору» представитель холдинга. Маршрут проходит через подмосковный терминал Селятино, пограничный пункт Илецк в Казахстане, далее — Алтынколь-Хоргос на границе с Китаем. После проверки документов и перестановки контейнера с российской на китайскую платформу поезд проследует до Чунцина, где груз пройдет таможенный и ветеринарный контроль. Этот маршрут разрабатывался и согласовывался компетентными ведомствами России, КНР и Казахстана на протяжении двух лет.
Общее время в пути без учета возможной задержки отправки из-за сложной эпидемиологической обстановки составит 15–16 суток, тогда как по морю продукция доставляется 50–60 дней, уточнил представитель «Ресурса». Еще одно преимущество железнодорожного транспорта — снижение рисков невыполнения обязательств, которые есть при использовании морского пути, когда сроки доставки могут значительно сместиться из-за погодных условий, отмены судозаходов в порты и других причин. Так, в феврале сообщалось о перебоях в работе китайских портов и проблемах с разгрузкой из-за пандемии COVID-19, некоторые суда отправлялись в порты соседних стран — Сингапура и Вьетнама, в результате чего и перевозчики, и отправители несли большие убытки.
О том, что Россия сможет начать поставки птицеводческой продукции в Китай по железной дороге, стало известно в середине марта. Основные конкуренты России на китайском рынке птицы — США и Бразилия, но у России есть важное преимущество — общие с КНР границы, что дает возможность поставлять продукцию сразу вглубь страны, говорил тогда гендиректор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. В Китае очень дорогая внутренняя логистика: доставить контейнер из портов Шанхай или Циндао до города Чунцин, который находится в центральной части Китая, стоит едва ли не дороже, чем из центральной части России доставить товар в КНР морским транспортом, сравнивал он.
Как отметил руководитель направления животноводства ФГБУ «Центр Агроаналитики» Владимир Кравченко, поставка продукции птицеводства в КНР железнодорожным транспортом — это событие, значимое не только для птицеводства России, но и для мясной отрасли в целом.
Вопрос возможности экспорта посредством железнодорожного сообщения существует уже давно, но активная работа над его решением началась после «майских указов» президента России Владимира Путина в 2018 году — начались обсуждения проблем несырьевого экспорта на базе «проектных мастерских» «Российского экспортного центра», в которые вошли руководители структурных подразделений профильных министерств и ведомств, а также предприниматели, занимающиеся экспортом.
Ключевой сложностью для экспортеров мясной отрасли были высокие логистические затраты при перевозке железнодорожным транспортом, а также длительная пропускная процедура на границе. Морской путь оставался наиболее привлекательным с точки зрения стоимости доставки, хотя он занимает порядка 45–60 дней. Однако в последние месяцы на фоне распространения COVID-19 возникла острая необходимость в более быстрой транспортировке.
Открывшийся благодаря совместной работе АО «РЭЦ», АО «РЖД Логистика» и АО «Славтранс-Сервис» сухопутный железнодорожный маршрут экспорта в КНР ускоренными контейнерными поездами — «агроэкспрессами» — может занимать до двух недель. Контейнеры с «холодным» грузом больше не будут стоять на границе, а будут проходить ее при наличии всех необходимых документов, что является весьма привлекательным фактором для экспортеров, поскольку позволяет значительно сокращать как время в пути, так и логистические затраты. Несмотря на то, что доставка по железной дороге дороже, чем по морю, она позволяет значительно снизить риски.
Дальнейший экспорт птицеводческой продукции железнодорожным транспортом в краткосрочной перспективе может увеличиться. Из-за высокой стоимости доставки железнодорожным транспортом экспортерам птицеводческой продукции выгоднее всего отправлять части тушек: крылья и лапки — эти продукты имеют наибольшую стоимость на рынке Китая.