США ставит России хамские условия для продления важнейшего договора - отказаться от новейших гиперзвуковых систем, например, ракетного комплекса "Кинжал" и привести Китай на поклон к США. Это не единственное условие, которое Вашингтон решил поставить Москве, и все это ради продления договора СНВ-3. На эти условия Москва может ответить лишь двумя словами знаменитой нетленки Сергея Лаврова.
Вот уже несколько лет между Россией и Соединенными Штатами идет вялый диалог о продлении договора "о стратегических наступательных вооружениях СНВ-3", срок действия которого истекает в феврале 2021 года". Согласно этому договору, Москва и Вашингтон сократили свои ядерные заряды до полутора тысяч единиц, а носители до 700 единиц. Если его не продлить - Россия и США будут вправе наращивать своё ядерное вооружение как хотят.
Главной движущей силой диалога о продлении всегда была Москва, именно из кремля регулярно звучали призывы как-то ускориться с продлением. Наша позиция известна, она предельно открытая: "мы готовы продлить договор как только соответствующую готовность проявит США", - говорил замминистра иностранных дел России Сергей Рябков.
Упорство это объясняется тем, что соглашение имело не только военное, но и политическое значение. "СНВ продолжает оставаться единственным документом по ограничению вооружений, важный для всей планеты документ",- пояснил пресс-секретарь Владимира Путина - Дмитрий Песков. Из других важнейших соглашений договора - о ракетах малой и средне дальности, США уже вышли. Кроме того, соглашение имеет значение и с точки зрения развития российско-американских отношений.
Некоторые российские политики, в частности сенатор Алексей Пушков, говорят о продлении СНВ-3 чуть ли не как об экзамене для американского президента, проверкой того, являются ли его слова о стремлении улучшить отношения с Москвой - риторикой или он действительно готов на предметный шаги по сотрудничеству, и понимает необходимость особых отношений с Россией, как с крупнейшей ядерной державой.
В Вашингтоне на российское понукание обычно отвечали фразами из серии "да, да, конечно". По словам Трампа, нам это нужно и им это нужно, однако 7 мая в вопросе продление договора была, по всей видимости, поставлена точка.
Новый представитель президента США по контролю за вооружениями - маршалл Биллингсли дал феерическое интервью изданию Вашингтон Таймс в нем он фактически выступил против какого-либо контроля за вооружениями. Аргументы Москвы о необходимости поддерживать мир во всем мире, господин Биллингсли искренне не воспринимает.
"Мы хотим понять почему русские так отчаянно хотят продлить договор и хотим, чтобы нам объяснили зачем нам это делать."
По его словам Соединенным Штатам не нужен контроль за вооружениями значит не нужно и соглашение, ведь оно не решает проблемы, с связанные Китаем, а также проблемы, связанные с дестабилизирующей деятельностью России в областях, которые соглашение не регулирует, и, на которой никак не влияет.
США готовы "смилостивится" и продлить СНВ-3
- Во-первых, соглашение должно быть трехсторонним - с участием Китая. На сегодняшний день Пекин отказывается садиться за стол переговоров. Китайские официальные лица утверждают, что у поднебесной в разы меньше баллистических ракет и ядерных боезарядов, чем у США и РФ, то ей нет смысла в чем-то себя ограничивать. Американцы не смогли пробить эту логику, а значит Россия, раз она хочет продления СНВ-3, должна помочь и убедить Китай присоединиться к соглашению, по крайней мере, так думают в Вашингтоне
- Во-вторых, соглашение должно включать в себя и судьбу новейших российских систем стратегического сдерживания. Да, по словам Биллингсли ракеты "Сармат" и "Авангард" прямо попадают под действие соглашения СНВ-3 и Россия это подтверждала, однако ракеты "Буревестник", подводный аппарат "Посейдон" и гиперзвуковой ракетный комплекс "Кинжал" никак соглашением не регулируется, поэтому мы не собираемся даже идти на какие-то уступки для включения или исключения этих типов вооружений. Русские просто обязаны свернуть эти программы и отказаться от них, заявляет Биллингсли. Остается добавить, что Россия должна отказаться от тех систем оружия, которых в США либо нет вовсе, либо они только начинают разрабатываться.
- Наконец, третье условие состоит в том, чтобы прописать в договоре максимально жесткие параметры верификации. По словам Биллингсли США не доверяют ни Китаю, особенно учитывая как они вели себя в условиях коронавируса, ни России, поскольку Москва нарушила практически каждое соглашение, которое мы сними заключали. Третье условие звучит особенно забавно.
Да, договор должен включать мир верификации, но для контроля именно за американцами, потому что это США регулярно нарушает, взятые на себя обязательства в ядерной сфере. Из последних обманов можно вспомнить, например, ядерную сделку с Ираном, однако при всех странностях это условие является единственным хотя бы обсуждаемым, а после прочтения же первых двух у Сергея Лаврова должно возникнуть лишь одно желание - повторить свою легендарную фразу и выйти из дальнейших переговоров.