Личный интеллект открывает привилегированное окно в наш собственный разум, а также в самые скрытые мотивы других людей. Частный психолог Джон Д. Майер, разработавший теорию эмоционального интеллекта, раскрывает идею, которая имеет объяснения того, как мы видим себя в действительности.
Что значит обладать личным разумом?
Люди, которые проявляют такую способность, понимают себя и знают, кто они такие. Они более точно оценивают других и поэтому больше внимания уделяют слабостям других; они также лучше понимают свои собственные возможности. Те, кто талантлив в этой силе рассуждений, лучше могут спрогнозировать то, как люди будут себя вести. И в целом они имеют хорошее представление о том, как воспринимают их знакомые, коллеги и друзья - они знают свою собственную репутацию. На еще более глубоких уровнях эти люди признают, что их восприятие окружающих их людей иногда может потребовать пересмотра.
Нет ни курсов, на которых можно было бы научиться читать людей, ни учреждений, где можно этому научиться. Поэтому я начал бы с того, что посоветовал биографии людей, которые оказались необычайно проницательными в этой области. В качестве примера можно привести рассказ Кэтрин (Кей) Грэхэм о том, как она стала издателем газеты "Вашингтон Пост". Грэм была замужеи за Филем Грэхэмом, издателем газеты "Пост", но в 1963 году он покончил жизнь самоубийством после многих лет борьбы с биполярным расстройством. После этого Грэм изменила направление своей жизни. В ее книге "Личная история" я нашел некоторые личные разумные рассуждения в ее самоописаниях.
Она искала людей, которым могла бы доверять и на которых могла бы положиться в поисках руководства. И когда она начала работать в газете, она была встревожена чувством, что ее собственное руководство было не таким эффективным и координированным, как у её мужа. Она ломала голову над этой идеей, пока не поняла, что, хотя ее муж был на самом деле исключительным лидером, она и ее коллеги, возможно, преувеличили его таланты в своих воспоминаниях. В заключение она сказала: "Не только я идеализировала его, но и другие разделяли ту же точку зрения идолопоклонства".
Одним из ключей к личному разуму является способность отличать восприятие нас другим человеком от того, кто ты есть на самом деле. Грэхэм поняла, что она усложнила ситуацию, сравнив себя с идеализированным взглядом на своего мужа. Она признала его истинные сильные стороны, а также поняла, что ей необходимо будет разработать свой собственный стиль руководства.
Некоторые люди могли бы задаться вопросом, если бы она на самом деле использовала социальный, а не личный разум и если бы она была гораздо больше сосредоточена на вопросах власти? Она бы больше внимания уделяла социальным аспектам организации, в том числе рычагам контроля - "кому платить, кого наказывать, а с кем обмениваться одолжениями", а также пониманию различных фракций в офисе. Хотя Грэхэм, несомненно, задумалась и об этих вопросах, ее внимание было сосредоточено в основном на личностях окружающих её людей и на самой себе.
Личный разум также отличается от эмоционального. Это теория, которую я разработал вместе с Питером Саловеем из Йельского университета в конце 1980-х годов. Как бы важны ни были эмоции, они мало что говорят о намерениях, чертах, мотивах или жизненных историях людей. После того, как в 1990 году мы с Саловеем опубликовали первые две статьи об эмоциональном интеллекте, я начал искать общие правила и принципы, которые люди используют для того, чтобы думать о личности - начиная с правил, которые используют сами частные психологи.
Мысли других
Наша личность - это сумма наших умственных процессов; ее задача - объединить нашу умственную энергию с нашей способностью мыслить и самообладать, а также помочь нам выражать себя в нашем окружении. Мы опираемся на нашу личность, чтобы управлять нашим здоровьем и безопасностью, находить подходящую обстановку и опираться на групповые альянсы для защиты, товарищества и ощущения идентичности. Чтобы добиться успеха, наша личность должна направлять наши действия в каждой из этих областей, и по мере того, как мы действуем, мы оставляем следы того, кто мы есть на самом деле. Люди, которые наблюдают за нами, могут уловить признаки нашего здоровья или стресса на наших лицах и телах; они считывают сигналы о нашем социальном статусе из окружающей среды и измеряют нас в соответствии с навыками и социальным взаимодействием, которые мы демонстрируем в бесчисленных ситуациях, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Нравится нам это или нет, но наши личности оставляют за собой ключи к тому, кто мы есть в каждой из этих областей.
Чем точнее наши ментальные модели людей, тем лучше мы будем знать, как с ними взаимодействовать. Два основателя области социального познания, Сьюзен Фиск из Принстона и Шелли Тейлор из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, написали о многих проблемах, с которыми мы сталкиваемся, пытаясь понять других - о наших предвзятых представлениях, стереотипах и слабостях памяти среди них. Признавая такие трудности, мы можем создавать модели других людей, которые помогут нам предвидеть, что они будут делать или в чем будут нуждаться. Усилия, которые мы приложим для построения таких ментальных представлений, будут зависеть от наших собственных целей. Фиск и Тейлор отметили, что иногда мы ведем себя по отношению к другим как "когнитивные исказители", сохраняя наше внимание для воспринимаемых ключевых людей. Нам не нужно тратить много времени на то, чтобы понять людей, которые мимолётно проскальзывают в нашу жизнь - человека в берете, ожидающего на автобусной остановке, или коллегу-клиента, который самоудовлетворяется перед нами за водяным кулером в коридоре.
В другое время, однако, мы сталкиваемся с людьми, с которыми мы, вероятно, взаимодействуем в течение длительного времени; наше общее благополучие может зависеть от того, насколько легко и позитивно мы можем относиться к ним. Чтобы способствовать позитивному взаимодействию с данным человеком, мы применяем наш личный интеллект к подсказкам, которые мы собрали о нем. Естественно, мы будем принимать лучшие решения, если наши модели будут точными.
Президент Джон Ф. Кеннеди, например, изучал личность Никиты Хрущева, тогдашнего премьера Советского Союза; Кеннеди договорился встретиться с Хрущевым в Вене, чтобы заключить соглашения между двумя странами. В начале 1960-х годов холодная война настроила коммунистические страны против капиталистических государств, и мировые лидеры обратили внимание на возможность ядерной войны. По словам биографа Майкла О'Брайена, "Кеннеди тщательно готовился к поиску подсказок о характере, личности и мыслях Хрущева. Он отменял встречи, создавая больше времени для уединения и учебы". Развивающийся взгляд Кеннеди на Хрущева был нарочито непредсказуемым, иногда грубым и хамским вождем; эльфийским чародеем, который, однако, иногда мог быстро увлечься доминированием.
Кеннеди решил, что вместо того, чтобы, как и президент Эйзенхауэр, передавать вопросы политики своему госсекретарю, он поразит советского лидера своими знаниями в области внешних сношений, обсуждая с ним политические вопросы один на один. Таким образом, Кеннеди надеялся продемонстрировать свою уверенность, знание международных отношений, обаяние и харизму.
Читать продолжение: https://zen.yandex.ru/media/id/5ea16a4a98c2d801bbb19b5a/znai-sebia-chast-2-5ebbd5a6b0acf90f8ad2e731