Найти в Дзене
Призрачная редакция

Как создаётся индустрия комиксов в России — интервью с редактором Bubble Comics

Кому-то это может показаться удивительным, но в нашей стране есть издательство, готовое бросить вызов Marvel и DC. Ребята из Bubble Comics строят собственные вселенные, принимают участие в крупных международных фестивалях и даже сняли полнометражный фильм.

Кто знает, быть может скоро Бэтмену, Человеку-Пауку и другим мужчинам в обтягивающих костюмах придётся потесниться на супергеройском Олимпе и уступить место парням с российской пропиской. А о том, как обстоят дела с комиксами в нашей стране сейчас, расскажет ЕВГЕНИЙ ЕРОНИН — редактор издательства Bubble Comics

Евгений Еронин — редактор Bubble Comics
Евгений Еронин — редактор Bubble Comics

Bubble Comics — это исключительно про супергероев или про комиксы вообще? Насколько вам могут быть интересны андеграундные российские авторы? Ведь наверняка существуют талантливые ребята, ориентирующиеся в своём творчестве на Арта Шпигельмана или Уилла Айснера, а не на вселенные Marvel или DC. А издаваться-то им особо негде.

 

Вы удивитесь, но комиксы про супергероев мы начали выпускать совсем недавно. В конце 2019 года вышел «Импульс», в начале мая этого года «Мир» – у него в аннотации так и написано: «долгожданная супергероика вселенной BUBBLE». Да, когда в 2012 году стартовали наши первые ежемесячные серии, слоган был «Страна должна знать своих супергероев!», но мы не предлагали читателю героев в плаще, маске и с тайной личности. У нас были полицейский, шпионка, борец с демонами и путешественник во времени. И чем дальше, тем больше их истории размывали жанровые границы – мы уходили в чистый детектив, мистику, фэнтези, космическую оперу. Так что комиксы BUBBLE. по сути, всегда были про всё, что нам нравится.

Познакомиться с комиксами издательства BUBBLE вы можете в приложении для iOS и Android.

 

Но понятно, что в определённых рамках. Наша базовая концепция была такая: в России комиксы на тот момент существовали в основном как фестивальная штука, сугубо авторская и андеграундная. Не было того, чему они должны являться альтернативой, поэтому комиксы и авторы варились в собственном соку, очень сильно были замкнуты на себе и привлекали не самую большую аудиторию.

А чтобы создать реальный комиксный бум в стране, растрясти всех, нужен был качественный мейнстрим. Когда он появляется, то и у немейнстрима возникает контекст для существования. Этим мы и занялись. Активно. Кто-то нами сразу загорелся, кто-то нас возненавидел, но так или иначе BUBBLE вызвал эмоции и вдохновил на действия. И мы так никуда и не делись.

 

Комикс «Майор Гром»
Комикс «Майор Гром»

Со временем мы создали два импринта – BUBBLE Visions и BUBBLE Манга, в которые авторы могут прислать свои работы и получить шанс их издать. Мы действительно стараемся не брать на себя издание тех самых «андеграундных российских авторов», у нас своя миссия. Но мы с ними работаем и дружим: они иногда рисуют для нас обложки или даже комиксы в рамках спецпроектов. К счастью, за последние 10 лет в России образовались достойные издательства, которые как раз специализируются на альтернативе. С ходу можно штук 5 назвать, а на деле их даже больше. Место под солнцем есть для всех.

 

Стоит ли перед издательством Bubble Comics цель популяризировать комиксы в России и, возможно, изменить сложившееся у некоторых любителей «настоящей литературы» несколько пренебрежительное отношение к ним? Или же ваша деятельность ориентирована только на уже сформировавшуюся аудиторию?

 

Ещё как стоит! Мы не зациклены только на себе, нам нужна индустрия! Мы общаемся со всеми издателями, магазинами и фестивалями и постоянно думаем, как бы сделать что-то вместе, потому что это наш общий рынок и нам его развивать.

 

Когда в России возник фестиваль международного уровня Comic Con Russia, мы крепко подружились с его организаторами и вскоре нас сделали ответственными за Аллею Авторов. Это, пожалуй, самая чистая комиксная часть любого комиксного фестиваля: целыми днями за своими столами сидят сценаристы и художники, с которыми можно напрямую пообщаться, получить автограф, что-то у них купить. И каждый год мы стараемся сажать туда не только лучших «ветеранов», но и подающую надежды молодёжь.

Мы следим за всеми комиксами, которые выходят в России, мы всё видим и всех знаем. На Comic Con Russia приходит 170 тысяч человек, это самая большая площадка для авторов. Очень круто, что у нас есть возможность её использовать не только самим, но и звать всех остальных, кто рискнул посвятить себя комиксам в России, чтобы у этих 170 тысяч сложилась полная картина того, как они выглядят в нашей стране.

 

Плюс для максимального привлечения внимания к Аллее мы привозим знаменитых зарубежных авторов – это уже точно более идейная штука, чем коммерческая. Нам от этого мало выгоды, мы же их комиксы не издавали. Но зато пригоняем толпы фанатов, которые пройдут по всем столам и обязательно увидят что-то новое для себя.

 

Комиксы «Майор Гром»
Комиксы «Майор Гром»

Так что да, мы делаем всё для популяризации комиксов в России, потому что от этого выиграют абсолютно все. Если говорить о том, чтобы изменить пренебрежительное отношение к комиксам, это сложный процесс, и он тоже сильно завязан не на работе одного конкретного издательства, а на стабильном развитии индустрии – от появления по всей стране специализированных магазинов, продающих только комиксы, до такого же роста количества фестивалей, на которых они представлены наравне с другими сферами поп-культуры. Тот же Comic Con Russia проводит презентации фильмов и проходит одновременно с Игромиром. Тот факт, что комиксы, кино и компьютерные игры это неотъемлемые части одного мегафестиваля – уже большой шаг вперёд. Люди привыкают, комиксы нормализуются, во всех своих ипостасях.

Мы и сами вдохновились и начали проводить собственный фестиваль BUBBLE FEST с такой же концепцией, только там мы уже отвечаем абсолютно за всё, поэтому работаем с другими издателями ещё плотнее и комиксная часть там ещё в большем приоритете. Естественно, это и усиление нашего бренда, но и в рамках выставки имени себя нам важно показать не только себя любимых, но и представить полную картину комиксной культуры в России.

 

Моё знакомство с Bubble Comics произошло случайно. Я заказывал «Корто Мальтезе» в магазине «Чук и Гик», и ребята положили в посылку комикс «Братья-Драконы». Сюжет остался для меня загадкой по понятным причинам, но рисовка не впечатлила, а юмор показался довольно плоским. Может ли это означать, что я не являюсь представителем целевой аудитории Bubble Comics? Или просто первый контакт оказался неудачным, и я могу попробовать найти для себя что-то интересное в вашем каталоге?

 

Ой, да ничего страшного! Это вам положили 4-й выпуск серии «Дубин Дима. Провинциальные каникулы» с альтернативной обложкой с оммажем на игру Double Dragon. Это финал истории, так что да, понять там что-то сложно. Но это совсем не значит, что другие наши комиксы тоже не зайдут. Я уже говорил, что мы делаем комиксы в разных жанрах, и за 8 лет каталог так разбух, что там реально можно найти комикс практически для любого читателя.

 

Тот же «Дубин Дима» – это комедийный спин-офф серии «Игорь Гром», и она диаметрально противоположная по настроению. Серьёзный и мрачный детектив про изнанку Петербурга. Это в свою очередь сиквел серии «Майор Гром», которая была более экшен-ориентированной. И так у нас всё время: мы постоянно меняем и развиваем тех героев, что есть, и создаём новые комиксы, совсем на них не похожие. Мы особенно гордимся тем, как лёгкий и по-хорошему безумный сай-фай-боевик «Красная Фурия» превратился в психологический триллер с элементами боди-хоррора «Союзники».

 

Показательно, что у нас есть фандом BUBBLE, но внутри него есть и фанаты конкретных комиксов, которые могут между собой не пересекаться. Например, кого-то завораживает «Бесобой» с подробно проработанной мифологией и интригами вокруг битвы за власть в Аду, а кто-то безумно влюблён в «Экслибриум», где маги-книгочеи ловят персонажей, сбежавших из книг, и путешествуют по разным литературным мирам.

 

Комиксы «Бесобой»
Комиксы «Бесобой»

И, конечно, что особенно важно, у каждого комикса свой облик, своё, если позволите, изобразительное решение. Мы опирались на Marvel и DC в плане издательской модели и способов построения вселенной, но у их художников ещё и есть так называемый домашний стиль – у нас нет. Никто никого не имитирует и ни под кого не причёсывается, в BUBBLE группа индивидуальностей. Стиль каждого нашего художника родился под влиянием совершенно разных факторов: кто-то вырос на манге, кто-то больше любит европейские комиксы, кто-то читал американское.

 

Поэтому если описать BUBBLE как комиксы про русских супергероев, это не даст и десятой части понимания, что мы на самом деле из себя представляем. Просто зайдите на наш сайт и посмотрите наш каталог.

 

Я неоднократно сталкивался с предвзятым отношением к комиксам. И мне бы очень хотелось изменить его. Как вы считаете, способны ли истории о супергероях «растопить лёд»? Или же знакомство пройдёт более гладко, если начать его с таких проникновенных книг как «Маус» или «Пьеро»?

 

К каждому человеку нужен свой подход. Для кого-то первыми комиксами стали серии BUBBLE, для кого-то «Дедпул», для кого-то «Хранители». Всё зависит от того, что вы ищете и чем интересуетесь. Сейчас многие магазины делают подборки для новичков, профильные сайты составляют топы. В них стопроцентно есть то, что должно зацепить.

 

Но нет универсального ответа. Если хотите совет лично от меня, то тому, кого вы хотите приобщить к комиксам, нужно давать не то, что считается монументальным шедевром на все времена, и не то, от чего вы балдеете сами, а то, что имеет шансы понравиться именно ему или ей. Фильмы и книги в каком жанре и на какие темы они любят больше всего? Если они смотрят мультфильмы, то про что и в какой стилистике? Когда вы узнаете ответы на эти вопросы, рекомендации образуются сами собой, потому что в комиксах есть всё – и в зарубежных и, что несказанно круто, в российских.

 

Вкладываете ли вы в свои работы какой-то философский подтекст или они носят исключительно развлекательный характер? Например, Питер Паркер — парень, на которого свалилась сила, и вместе с ней — ответственность. И я понимаю, что его история намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.

 

В мире в принципе крайне редко встречаются случаи, когда сигара – это просто сигара. Подобные истории могут быть хорошими, но они не цепляют так, чтобы не отпускать годами и формировать вокруг себя фанатские сообщества. Без идеи нет долгой жизни.

 

«Экслибриум»
«Экслибриум»

Вот когда Стэн Ли и Стив Дитко придумывали Человека-Паука, им хотелось создать антитезу героям DC, которые больше, чем жизнь. Поэтому да, Питер Паркер – обычный парень, на которого свалились суперсилы, и с обычным парнем читатели могут себя ассоциировать. Или Люди Икс – мутанты, которых общество притесняет и презирает только за то, что они другие, – очевидная метафора на меньшинства. Но это не значит, что у DC наоборот всё плоско, вовсе нет: Супермен – иммигрант, вынужденный скрывать свою личность, Бэтмен – это вообще бездонный источник для анализа. И так далее.

 

С BUBBLE то же самое. Мы ищем сильный стержень для своих историй. Наши авторы, как художники, так и сценаристы, отличаются не только во вкусах, но и во взглядах на жизнь и областях экспертизы – и получается здоровое разнообразие в издательском каталоге и внутри Вселенной BUBBLE. От «Майора Грома» с противостоянием благородного полицейского и народного мстителя Чумного Доктора до «Бесобоя», который не боится затрагивать темы, связанные с религией.

 

Имеют ли герои Bubble Comics какие-то привязки к действительности, в которой они существуют? Если они поменяют паспорт, то всё равно останутся сами собой? Например, Тони Старк — это, пожалуй, исключительно американская история. Лично мне довольно трудно представить, чтобы в российских реалиях мог бы существовать изобретатель и миллиардер, обеспокоенный судьбой человечества. А Майор Гром или Бесобой — это парни с российской пропиской или граждане мира?

 

Да его, если честно, и в американской действительности трудно представить! В этом и залог успеха персонажа – он работает как идея, к которой можно и нужно стремиться. Как и большинство супергероев в принципе.

 

Мы с самого начала не отказывались от национального колорита, даже напротив – без него не достичь уникальности, которая позволит конкурировать с зарубежными комиксами. Это актуально и для российской индустрии, и для западной: людей на американских комик-конах очень привлекает, что комиксы у нас русские и отличаются от всего вокруг.

 

Комикс «Инок»
Комикс «Инок»

Конечно, в разных наших сериях градус разный, где-то больше, где-то значительно меньше, но есть. «Майор Гром» завязан на российской действительности, а конкретно серия «Игорь Гром» на городских легендах Санкт-Петербурга. На старте вселенной у нас была серия «Инок»: в ней герой путешествовал во времени, попадая в ключевые битвы в истории России, собирая камни для фамильного креста. Комикс, несмотря на название, был фэнтези с историческим уклоном, минимум религии. Потом мы сменили профиль и пустили героя путешествовать по другим мирам – но и там всё строилось на славянской мифологии и сказках.

 

В общем, своих корней мы не боимся, в них наша сила.

 

Однажды в Брюсселе я случайно забрёл в магазин, посвящённый Тинтину и был сильно удивлён ценами на сувенирную продукцию и наличием большого числа покупателей. Герой комиксов стал практически национальным символом. Как вы считаете, возможно ли подобное в России? Можете ли вы представить, что в Шереметьево установят памятник Майору Грому?

 

Ну, памятник Оптимусу Прайму в Москве уже стоит!

 

Надо понимать, что Тинтина считают национальным достоянием Бельгии, как и Астерикса и Обеликса во Франции. Если бы у нас в стране комиксы занимали такое же положение, как хотя бы в Европе, и развивались столько же лет, то, возможно, сейчас бы прилетающих и встречал огромный Мурзилка. Но в СССР и затем в России история другая. Она, по сути, создаётся прямо сейчас. Вы, наверное, неспроста спросили именно про Майора Грома, как раз про него мы сняли фильм. Его выход действительно должен стать прорывом и началом следующего большого этапа этой истории. Кто знает – может, мы даже взаправду поставим ему памятник где-нибудь в Питере! В рамках рекламной кампании, конечно.

 

«Майор Гром»
«Майор Гром»

У нас в стране уже есть красивые магазины комиксов, и наше BUBBLE Кафе в Москве – тоже своеобразная точка силы. Это наполовину магазин, наполовину кафе, в оформлении которого есть большие красочные изображения наших героев. Там и еда, и комиксы, и сувенирка. Не в том же масштабе, как в Европе, на Западе или в Японии, но начало положено.

 

Почему, на ваш взгляд, индустрия комиксов в нашей стране не развивалась параллельно с западной? Ведь мы никогда не испытывали недостатка в талантливых (а иногда и гениальных) иллюстраторах, художниках-мультипликаторах, карикатуристах.

 

В Советском Союзе не до того было, люди другим были заняты. И, конечно, их долгие годы программировали, что комиксы – продукт чуждой нам культуры. С этим стереотипом мы боремся до сих пор. В 90-х произошел перелом, к нам всё хлынуло, в том числе и интерес к комиксам загорелся. Кто-то захотел переводить американское, кто-то издавать своё. Но 90-е запомнились чем угодно, кроме стабильности, поэтому вышло кое-как. В 2000-е уже начали делать что-то более продуманно, но гораздо осторожнее. Приходится признать, что как в плане развития комиксов, так и в плане их принятия, мы отстали. Но поэтому и делаем всё, чтобы нагнать!

 

В Нью-Джерси есть The Kubert School, где дипломы получали такие именитые авторы как Том Мэндрейк, Ли Уикс, Томас Йетс. Существует ли что-то аналогичное в России? Где получали образование ваши авторы?

 

Да кто где – в основном, конечно, они получили образование в области искусства. Кто-то учился на художника анимации и мультимедиа, кто-то на дизайнера среды. Но любовь к комиксам привела к тому, что это в итоге стало их профессией. Редкое счастье.

 

Комиксы «Экслибриум» и «Метеора»
Комиксы «Экслибриум» и «Метеора»

Что до школы Куберта, это тоже замечательно: уровень принятия комиксов в Америке позволяет создавать художественные школы, в которых учат их делать. Нам тоже надо к этому стремиться. Несколько лет назад мы совместно с одним благотворительным фондом организовали курсы, на которых бесплатно учили всему, что связано с комиксами: читали лекции про историю, рисунок, цвет, сценарии, создание обложек. Преподавателями в основном были мы сами – редакторы, художники, сценаристы, дизайнеры и верстальщики. Это был очень приятный опыт. Набрали пару групп, всего человек 20-30, по-моему.

В конце напечатали сборник с работами всех студентов и бесплатно раздавали его на Comic Con Russia. Это была разовая акция, но некоторые из этих студентов выросли в отличных художников, с которыми мы впоследствии работали и продолжаем работать. Мы подумывали вернуться к этому и создать мини-школу на основе издательства, но это лишь одна из множества идей, которые мы пока не воплощаем, потому что заняты множеством других. А так, конечно, хочется, чтобы этого в России было больше.

 

За последние десятилетия авторы комиксов значительно расширили сферу своих интересов. Джо Сакко создал жанр графической журналистики, Арт Фольман и Дэвид Полонски создали графическую версию «Дневника Анны Франк», Бьёрн Оусланд сделал увлекательную серию о знаменитых экспедициях. Издаётся много научных комиксов и работ, посвящённых биографиям великих людей. Насколько велика вероятность, что в обозримом будущем Bubble Comics возьмётся за нечто подобное?

 

Всё может быть. Я уже говорил, что у нас несколько иная миссия, направленная на поддержание баланса сил внутри индустрии и её популяризации на крупных площадках. Но социально и культурно значимые проекты нас тоже интересуют. Мы замечаем, когда что-то подобное делают российские авторы комиксов – в том числе те, что работают с нами. Просто собственные проекты отнимают всё время и ресурсы: мы делаем свои комиксы, мы отбираем комиксы других авторов, чтобы издать их в рамках своих специальных импринтов, мы делаем кино, мы разрабатываем мультфильмы по своим комиксам, открыли магазин и кафе, проводим свой фестиваль и совместно организуем другой… Надеюсь, ничего не забыл! Но мы открыты к новым форматам и экспериментам и верим, что комиксы могут всё, что угодно. И в России тоже!

Нам остаётся только пожелать издательству Bubble Comics (их канал в Дзене здесь) успехов и ждать, когда комиксы в России станут такой же неотъемлемой частью культуры, как на Западе. Возможно, это произойдёт очень скоро.