«Мозг - это огромная фабрика мыслей, на которой тысячи лет трудятся все силы природы, медленно и непрерывно её изменяя». Леонардо Бианчи
В 19 веке о мозге мы узнали две очень важные вещи. А именно, если по какой-то причине мы не можем пользоваться той его частью, которую мы назвали центром Брока, мы способны понимать друг друга, но при этом не можем пользоваться словами. И напротив, если у нас возникают проблемы с так называемой областью Вернике, при общении мы можем пользоваться самыми разными словами, не понимая ни сказанного, ни услышанного. Означает ли это, что слова и речь находятся в одном месте мозга, а язык и значения - в другом?
«Чем больше способности ума, тем большую часть мозга они занимают». Поль Брока «Можно установить связь между отдельными частями мозга и примитивными способностями… Но всё, что превосходит эти функции,... зависит от связей и соединений клеточной ткани». Карл Вернике
Где в мозге хранится язык?
«В мозге есть связи между нейронами, называемые синапсами, и они могут изменяться. Все наши знания хранятся в этих синапсах». Джеффри Хинтон
В 20 веке мы узнали, как клетки, которые мы назвали нейронами, связываются друг с другом с помощью особых молекул-посредников. Мы поняли, что каждый раз, когда мы что-то видим или слышим, чувствуем запах или вкус, когда мы чего-то касаемся, или что-то касается нас, когда мы о чём-то думаем, что-то ощущаем, что-то понимаем или только пытаемся себе что-то представить, молекулы гормонов, которые мы назвали нейромедиаторами, преобразуют внешние стимулы, воздействующие на рецепторы наших органов чувств или возникающие внутри нашего мозга и тела, в электрические импульсы, связывая таким образом клетки всей нервной системы.
Поэтому сейчас мы хотим знать, как именно мозг использует этот универсальный способ связи между нейронами для того, чтобы создавать уникальные нейронные сети того, что мы называем умом.
«Человеческий мозг состоит из 100 миллиардов нейронов, каждый из которых может соединятся с 10 тысячами других нейронов. Насколько нам известно, самый сложный объект во вселенной находится внутри нашей головы». Митио Каку «С его миллиардами нейронов и их связями, которые изменяются каждую миллисекунду, человеческий мозг представляет из себя чрезвычайно сложную систему». Мигель Николелис
«Мозг – это чудовищный и красивый беспорядок. Миллиарды нервных клеток, называемых нейронами, просто запутываются и при этом демонстрируют способности, намного превосходящие возможности любой из умных машин, которые мы создаём, чтобы сделать нечто подобное». Уильям Олмен
Зачем нам это надо?
«Нет сомнения в том, что создать искусственный разум мы можем только по подобию человеческого. О мозге мы знаем много, но нам предстоит узнать гораздо больше, чтобы понять, как именно он работает». Джеффри Хинтон
О мозге мы знаем довольно много, но хотим знать намного больше. И прежде всего мы хотим знать то, как мозг учит язык. Мы хотим понять, как именно мозг создаёт понятия, смыслы, значения, и как из всего этого получается то, что мы называем такими словами, как сознание, рассудок, разум, интеллект, воображение или просто - ум. Мы все усваиваем или делаем своим хотя бы один язык. Например, с помощью языка и воображения мы все ещё в раннем детстве учимся называть кого-то или что-то такими словами, как [он], [она], [оно], [они]. Ещё в детстве мы начинаем понимать, почему словом [ты] можно назвать кого-то, а этот кто-то этим же словом может назвать нас. Наконец, без языка и воображения мы никогда не смогли бы понять или даже представить себе, что таким словом, как [я] может назвать себя любой.
Мы начинаем понимать, что не то, как язык учим мы, а то, как язык учит мозг, делает наш ум таким, какой он есть.
В 21 веке мы стали лучше понимать, как мозг учит язык. Мы узнали больше о нейроластичности и нейронах, которые мы назвали «зеркальными». Мы поняли, что хотя взаимодействие нейронов процесс в целом сложный, сам принцип связи одного нейрона с другим достаточно прост - всё или ничего (да или нет). В каком-то смысле, это работает как двоичный код компьютерной программы: единица или ноль. А именно, импульс нейрона не может быть более или менее сильным. Нейрон либо передаёт определённый электрический сигнал, либо - нет. Почему? Дело в том, что, имея даже тысячи соединений для входа информации, на выходе нейрон может иметь только одно соединение, через которое он либо передаёт другому нейрону некую сумму импульсов, полученных им от других нейронов, либо нет. Каждую секунду миллионы нейронов передают таким способом молекулы дофамина, серотонина, норадреналина и других гормонов, создавая и изменяя наши уникальные нейронные сети. Именно в этих сетях и находится наш язык. Без них ни у кого из нас не было бы ни самых глупых мыслей, ни самых умных слов.
«Мы все представляем из себя лишь набор нейронов». Абгижит Наскар «Исследования в области биологии и искусственного интеллекта в конечном итоге направлены на понимание того, как мозг создаёт ум». Энтони Хоар
«То, как работает мозг человека, в общих чертах можно сравнить с работой компьютера». Пол Грингард «Многие представляют себе мозг как компьютер. Но дело в том, что каждый мозг уникален и связан с миром по-своему». Джералд Эдельман
Мозг часто сравнивают с компьютером, а ум – с операционной системой или неким набором прикладных программ. Подражая мозгу, мы преуспели в создании искусственных нейронных сетей. Но разве мозг может обучаться языку как компьютер? Разве компьютер может учиться получать удовольствие с помощью языка и воображения? Разве у компьютера есть ум? И кто из нас пользуется своим мозгом, как компьютером? Для этого наши ощущения и восприятие слишком не точны, часто непредсказуемы, а иногда просто противоречат друг другу. Нас может привлекать то, что пугает. Мы можем знать то, чего нет, и не знать то, что есть. Например, мы можем верить, что игрушка для купания - это утёнок.
«Если что-то выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то, вероятно, это утка». Утиный тест
Всё дело в том, что без ощущений невозможно восприятие, а без восприятия невозможно себе даже представить, что именно ощущаешь. Мы способны видеть утёнка и собаку только потому, что часть света отражается от поверхности их тел и стимуллирует рецепторы органов зрения. Из повторений и совпадений зрительных и речевых стимулов мозг создаёт и сохраняет наши уникальные стимульные значения таких слов как «утёнок» и «собака». Восприятие - это то, как мы представляем себе ощущения с помощью воображения и языка. Проще говоря, если во рту кислый вкус, то это - ощущение, а если можешь представить себе этот вкус или объяснить ощущения с помощью слова «лимон», то это - восприятие.
«Слово не может быть просто звуком, который ты слышишь. Наш мозг создаёт из этих звуков значения, связанные со смыслом и эмоциями». Стивен Пинкер «Слова – это то, что всегда имеет значение. Нет значений без слов и без того языка, в котором эти слова существуют. Во всей вселенной не существет ничего, о чём мы знаем, и что при этом не имеет никакого значения». Октавио Пас
Слово - это не то, что делает значимым какой-то словарь или учебник, а то, что делает значимым наш ум.
Благодаря развитию технологии функциональной магнитно-резонансной томографии сегодня мы узнаём всё больше о том, как именно мозг создаёт стимульные значения. И сейчас мы знаем, что когда мы говорим такие слова, как «съешь лимон» или «возьми утёнка», стимулируются те же области мозга, которые активны, когда мы смотрим на тех, кто это делает или слышим тех, кто об этом говорит. Мы начинаем понимать, какую роль в том, как мы усваиваем язык, играют так называемые «зеркальные нейроны». Согласно результатам последних исследований в этой области нейронаук, эти клетки головного мозга мы используем для понимания как слов, так и действий друг друга.
Мозг постоянно создаёт и изменяет нейронные сети наших стимульных значений. Но даже полностью изменяясь, подобно неким «татуировкам» ума, эти уникальные значения остаются с нами на всю жизнь. И даже если мы верим в существование так называемых «словарных» или «общепринятых» значений, то, как каждый из нас их усваивает и делает своими, настолько же уникально, как и сетчатка глаз или отпечатки пальцев.
«Мозг - это орган со сложной физиологией и огромными вычислительными ресурсами, которые он использует для создания всего, что мы ощущаем, думаем, чувствуем и делаем». Эрик Кандел
Когда мы что-то видим или слышим, когда ощущаем запах или вкус, чего-то касаемся или что-то касается нас, мозг создаёт то, что мы называем сознанием, рассудком, разумом или просто - умом.
При этом мы уверены, что ум находится исключительно в головном мозге. Вероятно, поэтому, многие из нас до сих пор верят в то, что «пользоваться мозгом» и «думать головой» возможно без тела и эмоций.
«Самые важные вопросы, которые мы задаём, так или иначе, связаны с мозгом. Кто я? Почему каждый из нас обладает уникальной личностью? И если память находится в коннектомах, то мы – это наши коннектомы. А если это так, то именно это и делает ум каждого из нас таким уникальным». Себастьян Сеунг
Сейчас мы знаем, что наши понятия, смыслы, значения, мысли, образы, идеи, память и всё, что мы обычно связываем с умом, не хранится в каких-то отдельных местах мозга, а находится в так называемых коннектомах, соединяющих мозг со всем телом. Именно поэтому в языке тела смысла бывает часто больше, чем в словах.
Мы только начинаем понимать, что эмоции не менее, если не более, важны для развития интеллекта, чем эрудиция. Сегодня мы знаем, что мозг начинает учить язык, создавая наш уникальный ум с помощью эмоций и всего тела ещё до нашего рождения.
Мы знаем, что мозг новорождённого может иметь в среднем 100 миллионов нейронных связей, что почти в 2 раза больше, чем мозг взрослого. Более того, благодаря ускоренному нейрогенезу в первые 3 года количество синаптических соединений достигает 80% от того, чем можно пользоваться всю жизнь. Но мы также знаем и то, что хотя в мозге младенца синапсов может быть намного больше, чем в мозге взрослого, всё «лишнее» постепенно устраняется ещё до начала полового созревания.
Зачем мозгу делать лишнюю работу?
«Никто не учит язык так, как кто-то другой, и пока мы живём, никто из нас не прекращает учить язык». Уиллард Куайн
Мы все усваиваем хотя бы один язык ещё во младенчестве, но каждый из нас делает это по-своему. И сейчас мы начинаем понимать, что наше столь успешное обучение языку в период раннего развития мозга невозможно без того, что мы называем «нейрогенезом» и «нейропластичностью».
Впрочем, кто-то называет это «критическим периодом естественного усвоения языка», а кто-то - «возрастом цветения и обрезки». Всё зависит от того, как на это посмотреть. С одной стороны, как говорится, чем не пользуешься, то рано или поздно теряешь. С другой стороны, разве мы сами не удаляем лишнее из компьютера, чтобы ускорить его работу? С уверенностью можно утверждать только то, что, в отличие от нас, мозг не делает и не хранит ничего лишнего. Почему? Возможно, с точки зрения мозга, развития и саморазвития слишком много не бывает, и поэтому он старается нучиться как можно большему удовольствию в самом начале, пока ему не мешают.
С одной стороны, ещё до рождения гены определяют, какое место займут клетки мозга, какую роль они будут играть, и как они будут взаимодействовать друг с другом. К тому же в ходе эволюции наш мозг научился изменять самого себя с помощью так называемого гена языка. С другой стороны, никакие гены не могут сделать за нас и наш мозг всю работу. Если бы усвоение языка и развитие ума определяли только гены, удовольствия с возрастом, с точки зрения нашей эволюции как вида, мы получали бы не больше, чем другие млекопитающие.
«Каждый из нас обладает только своей личностью. Мы не можем ни существовать, ни изменяться без нашего мозга и без того, что он постепенно создаёт из множества взаимодействующих компонентов». Антонио Дамасио
«Как разумные существа, мы должны ценить то, что есть у каждого из нас, чего никогда не будет у других, и что всегда будет уникальным. Нам всем надо знать, что это, чтобы понимать, как это развивать и использовать». Фред Роджерс
А как Вы думаете, насколько уникален Ваш ум и язык? Насколько Вы хотели бы научиться другому языку? Задавайте свои вопросы, оставляйте свои комменты, ставьте свои лайки, а если хотите сделать своим вторым языком английский, пишите iwillesl@yandex.ru Подписывайтесь на канал и становитесь частью IWILL.