С развитием интернета, соцсетей, разнообразных гаджетов мы... забываем, как пользоваться письменностью. Очень многие наговаривают сообщения ("так быстрее"), месяцами и годами не берут ручку (печатный текст ведь "читабельнее"), в переписке не применяют правила правописания ("мы же не в школе, и так понятно").
Все это ведет к тому, что учителям русского языка сложнее научить учеников РОДНОМУ языку, а учителя иностранного языка сталкиваются с толпами ребят, которые и в своем-то языке подлежащее и сказуемое не выделят и наречие от причастия не отличат, как же иностранные преподавать? А родителям развитую разговорную речь подавай, писать ведь не обязательно, а грамматика вообще никому не нужна.
Недавно я вообще столкнулась с мнением: "Русский язык нужен, например, чтобы правильно пост в Твиттере или Инстаграме напечатать, зачем уметь писать большие тексты?". Или: "Нам русский язык не нужен, мы все равно за границей учиться будем".
Если эту статью читает кто-то, кому вышенаписанное близко, объясните мне, пожалуйста, чем вы руководствуетесь, в комментариях! Хочу вас понять! По крайней мере попытаться.
Лично я со всем этим в корне не согласна. Ниже мои аргументы.
1. Правила в любом языке придуманы не просто так.
Не только русские ученики изучают в школе русский язык. Но и англичане английский, немцы французский и т.д. Знаете, почему?
Если бы никто не изучал правила, то все бы говорили и писали, как хотели. Казалось бы, что страшного? Ну писали бы кто-то растение, а кто-то ростение. Его бы все равно понимали. Но подумайте: 50% людей пишет растение, 50% считает, что правильно ростение и связывают его со словом рост, не вдумываясь. А через поколение в семьях тех, кто писал ростение, меняется значение этого слова, например, так будут детей называть, которые ростут, т.е. вытягиваются в росте.
Думаете, я придумываю? А вы знаете, сколько слов с течением времени изменили свое значение?
Самое известное, старослав. красный в значении красивый - сравните с сегодняшним красный.
Или вот: красная цена - это была максимальная цена товара. А сейчас это выражение имеет противоположное значение - цена со скидкой.
Или, например, слово грех было связано со словом греть и означало то, что жжет, т.е. ошибку. Затем с приходом христианства это слово стало неразрывно связано с религиозным подтекстом.
Можно привести пример и из иностранного языка. Немецкое höflich (сейчас вежливый) было связано со словом Hof (двор, например, двор при князе/царе...) и означало раньше придворный.
Поэтому слова еще как меняют свое значение. И если бы все писали кто в лес, кто по дрова, то в скором времени, через несколько поколений, мы бы перестали понимать друг друга.
То же касается грамматических правил. Если их не применять и не учить, то через несколько поколений все начнут говорить как кто стучаться дверь моя видеть дома нет никто. Ни времени действия, ни лица, ни предлогов...
2. Длинные тексты надо уметь писать.
И не только журналистам, на ЕГЭ и в вузе. Человек, которому есть что сказать, у которого есть реально интересные мысли, должен уметь их выразить.
Другими словами, мы думаем при помощи языка, не иначе. Все наши мысли выражаются через язык. Соответственно, если человек владеет примитивным языком, то у него примитивные мысли. И наоборот: если человек владеет грамотной речью, то и его мысли будут гораздо разнообразнее, оригинальнее, серьезнее. Нет языка - нет мышления. Если мысль не нашла выражения в языке, она ускользает в небытие.
Умение написать длинный текст - это результат большой мозговой деятельности. Хороший текст - важные мысли. Если не тренировать письмо, то и серьезным мыслям будет неоткуда взяться.
Согласны?
Кроме того, появление письменности дало человечеству возможность продвигаться в своем развитии. Если люди, не знавшие письма, вынуждены были все запоминать, то представьте себе, много можно запомнить? Учитывая, что всякие мелочи жизни никуда не деваются, а ты даже список покупок (реалия нашей жизни) записать не можешь? Даже при всех безграничных способностях нашего мозга, без письменности бы и компьютеров-то не было. Научные данные в любой области не смогли бы передаваться "из уст в уста".
А при сохранении современных тенденций мы и письменность скоро потерять можем: проще же видосик посмотреть, чем длинную статью читать.
3. Писать от руки необходимо.
Слышала, что в некоторых американских школах собираются или уже сделали необязательным обучение письменной грамоте: учат буквы через компьютер. То есть так мы письменность, конечно, не потеряем, но...
Результаты такого эксперимента еще не ясны. (Кто знает подробности, пишите в комментарии!)
Один из аргументов за обучение письму на бумаге для меня - это воспоминание о 25 мае 2005 года, когда в Москве на полдня отключили ВСЁ электричество. Да, кажется маловероятным, что когда-нибудь может случиться так, что все гаджеты перестанут работать, а никто писать без их помощи не умеет... Но все-таки мало ли. И сейчас случается, что под рукой только ручка, а телефон сел...
Однако кроме того, письмо заставляет мозг работать. Как у детей: сейчас все знают, что очень важно развивать у крох мелкую моторику, чтобы они быстрее заговорили, лучше соображали и т.д. Да, способов развития моторики много, но письмо - один из них, причем не самый простой. Так зачем же лишать мозг возможности лишний раз подумать и принести плоды?
Вывод
Это мое мнение о том, зачем нам всем надо изучать родной язык глубоко и серьезно. И я считаю, что задача каждого взрослого человека, не только педагога, довести эти аргументы до детей и на своем примере продемонстрировать важность изучения родного языка.
А что думаете по этому поводу вы?
Делитесь своим (любым!) мнением в комментариях, тема очень актуальная и противоречивая.
Спасибо, что читаете мои статьи! Подписывайтесь на мой канал!