Если проследить развитие детской литературы, то можно обнаружить, что точка перегиба в ней произошла во время романтического периода. Появилась новая эстетика, в которой литература перешла из области простых моралистических рассказов в область фантастики и сказок.
И сказки, и готическая фантастика предлагали механизм побега, публичный метод проверки личных страхов, помогая демократизировать чтение и изменить баланс сил в обществе.
Учитывая, что сегодняшнее детство по-своему заперто страхами и тревогами, неудивительно, что ведущие авторы, пишущие для детей, следуют эстетике сказок и готической фантастики, стремясь перенести детей в фантастические миры. Одним из ведущих художников этого жанра является Нил Гейман.
Готическая традиция Геймана
Три работы Геймана, предназначенные для детей: "Волки в стенах", "Каролина" и "Книга о кладбище", написаны в лучших традициях сказок и готической фантастики, поощряя творческий уклонение посредством простого акта чтения для удовольствия.
В этих работах Гейман обращается к очень специфическим страхам детства - заброшенности, одиночеству, не вписывающимся в контекст, стремлению соответствовать, и подчеркивает ограничения, накладываемые на творчество детей, физическое пространство и свободу исследования.
Готическая традиция предлагает шаблон, и Гейман эффективно использует и адаптирует этот шаблон, чтобы донести свое послание до читателей. Жуткие настройки, посторонний герой, страшные злодеи, запертые пространства с множеством реальностей, мечты, опасный, но успешный квест - вот только некоторые из этих элементов, которые мы находим в трех работах.
В этом процессе он уводит детей в другой мир, исследует их страхи, как реальные, так и воображаемые, и приглашает читателя к совместному творчеству. Его сказки пугают, но он использует страх, чтобы оживить своих читателей и расширить их воображение и творчество.
Путь к освобождению
Подобно тому, как герои его сказок находят освобождение от страха и угнетения, он освобождает своих читателей, сотрясая баланс сил между автором/читателем, взрослым/ребенком, контролем/творческой деятельностью и реальным/воображаемым. Иными словами, современные готические романы Геймана предлагают богатые психоаналитические представления о детях в современном западном обществе и путь к искуплению детства, не не невинного, а "богатого приключениями и возможностями для самопознания и самоопределения".
Романтическая эпоха была известна своим прославлением простых людей, их жизни и историй. Акцент делался на чувствах и "природе", а не на рациональных или четко сформулированных идеях.
Ребёнок без родителей
Мать Люси в романе "Волки в стенах", занята тем, что "кладет самодельное варенье в горшки", и проливает свет на свою заботу о волках в стенах. Ее отец, который проводит больше времени со своей тубой, чем с семьей, тоже не прислушивается к ее предупреждениям и утверждает, что у Люси вместо этого "гиперактивное воображение".
Родители Каролины изображены в графическом романе перед компьютерами, физически присутствующими, но психически отсутствующими, что, похоже, является сегодня комментарием к родительству, где большинство родителей не в состоянии разорвать связь со своими устройствами и своей работой.
Каролину часто просят "уйти", "нарисовать что-нибудь", "почитать книгу, посмотреть видео" или "посчитать все двери и окна", чтобы родители могли продолжить работу.
Если сравнивать с ребёнком в "Кладбищенской книге", то конечно Бод имеет более травмирующее детство, так как его родители жестоко убиты в начале книги, а его приемные родители - призраки кладбища, а не "нормальные" родители ни в коем случае.
Отсутствие родителей, естественно, приводит нас к тому, что мы ставим под сомнение эмоциональное развитие и идентичность трех главных героев. Все трое из них - это преждевременные, естественно, любопытные люди, которые хотят исследовать и поставить под вопрос все аспекты жизни вокруг них. Уместность этих героев и тема книг Геймана в целом обсуждаются как родителями, так и критиками.
Проблема "вечных" вопросов
Однако другие утверждают, что дети не только "хотят, но и должны исследовать вопросы, которые влияют на их жизнь, хотя и в их собственное время и в их моде (вопросы, связанные со смертью, сексом, онтологией, злом, желанием, насилием и т.д.)" .
Каролина, говорит Дэвид Радд, следует традиции сказок, раскрывая детям широкий круг вопросов, некоторые из которых взрослые считают неуместными и в центре внимания которых находится "то, как человек ведет переговоры о своем месте в мире, как человек признается сам по себе, а не игнорируется, с одной или задушили в другом" .
Готическая фантастика конца 18 века была посвящена страхам, в основном внешним - призракам, вампирам, убийцам и т.д. В 19 веке акцент сместился на внутренние страхи, страхи, исходящие из чьей-то психики.
Дети у Нила Геймана сталкиваются как с внешними, так и с внутренними страхами и в этом процессе выясняют для себя, кто они на самом деле.