Один из самых известных и качественных фантастических фильмов про космос – картина «Армагеддон» 1998 года. Мария Михайлова выясняет, в чем секрет успеха этого кино с незаурядным, на первый взгляд, сюжетом.
Миру грозит опасность – на Землю летит огромных размеров метеорит. Он способен уничтожить все живое на планете, и единственная возможность его остановить – заложить на нем взрывчатку и подорвать, так, чтобы траектория падения его осколков изменилась, и он пролетел, не задев поверхность Земли. План придуман – осталось лишь найти команду, которая способна и готова претворить его в жизнь и спасти планету. Выбор падает на Гарри Стэмпера (Брюса Уиллиса) – гениального буровика, который способен справиться с любыми видами грунта и работает в любых, даже самых сложных условиях. Гарри соглашается и набирает собственную команду, с которой готов высадиться на метеорит, пробурить его и заложить взрывчатку. В эту команду входят самые разные люди, но всех объединяет высокий профессионализм и вера в Гарри, как в настоящего гуру в своем деле.
Несмотря на то, что, на первый взгляд, «Армагеддон» представляет собой типичный боевик про спасение мира от космической угрозы, в нем есть ряд уникальных ходов, как сюжетных, так и стилевых. Они превращают этот фильм в своего рода эталон для современных космических экшн-картин (кино снято в 1998 году). Намек на какую-либо жанровую банальность исчезает довольно быстро – когда зритель знакомится с главными персонажами. Это не супергерои, но и не простые «парни с улицы» с неестественными или, напротив, отсутствующими навыками для спасения Земли. В данном случае лица фильма – профессионалы, умные и очень опытные люди (а некоторые из них в буквальном смысле фанатики своего дела). Профессия буровика здесь выступает, с одной стороны, отличным объяснением умений героев и красиво ложится в канву фильма, а с другой – выступает в качестве идеи: она подчеркивает сложность и уникальность профессии буровика. Этим картина как бы рушит негативные стереотипы о нефтяниках, которые будто бы занимаются «чистым, непыльным делом». Еще в конце прошлого века людям подобных профессий начало доставаться от «гринписовцев» и экоактивистов, и репутация буровиков стала падать – во многом незаслуженно. «Армагеддон» поддерживает их как профессионалов своего дела, которые, во вселенной фильма, стали незаменимыми специалистами, могущими спасти целый мир.
Второй значимый плюс картины – изящная смена жанров. В первой половине кино, еще до взлета, зрителю кажется, что он наблюдает комедию с довольно удачным и небанальным юмором. Но когда герои оказываются в космосе, фильм плавно, незаметно, уходит в драму, в которой опять-таки почти невозможно найти какие-то избыточные эмоции и безвкусицу. Такой переход жанров хорош, потому что утилитарен: он хорошо помогает зрителю вовлечься в повествование. Смотрящий не устает от бесконечной комедии и не успевает перенасытиться драмой – поэтому «Армагеддон» остается легким кино, подходящим для расслабленного просмотра. Кроме того, эта плавная смена жанров выразительна и с точки зрения смысла – она помогает ощутить контраст между земной жизнью и космической, почувствовать, как человек выпадает из привычной ему реальности, когда выходит за пределы атмосферы. Такой подход становится еще одной данью уважения, на этот раз – космонавтам. И – еще одним маркером качественного кино о космосе, который не стремится показать такие полеты как что-то легкое и попсовое.
Последнее, что делает «Армагеддон» серьезным претендентом на классику космического кино – исполнители главных ролей. Актерский состав подобран с таким же чувством вкуса, с каким написан и сам сценарий фильма. Брюс Уиллис, Стив Бушеми, Бен Аффлек и, как особенно ярко выделяющийся женский персонаж – Лив Тайлер: все они такие же профессионалы в своем деле, как и герои, чьи роли они играют. Они и становятся последним, решающим аргументом в пользу «Армагеддона» - яркого и мастерски сделанного кино о героях, всемирной угрозе и об открытом космосе.