Продолжая разговор на эту тему, нельзя пройти мимо такого факта, что в начале ХХ века, в преддверии первой мировой войны и революций, провинциальная Вологда жила очень насыщенной культурной жизнью. История вологодского Дома Страхового общества подтверждает это, а точные даты концертов и музыкальных вечеров, которые проходили в концертном зале этого уникального здания, сохранили страницы вологодских газет того времени.
Среди оперных див, приезжавших в Вологду и выступавших в Доме Страхового общества в 1913-1918 годах, были такие знаменитости, как Евгения Ивановна Збруева, Мария Александровна Михайлова, Александра Константиновна Матова, Вера Владимировна Люце, Нина Павловна Кошиц.
Газета «Вологодский листок» от 29 сентября 1913 года (№ 603, 606) поместила объявление о концерте «артистки Императорских театров Е. И. Збруевой и профессора А. И. Зилотти» https://www.booksite.ru/fulltext/nep/ein/vol/ogda/hronica/zilotty.htm
К сожалению, остается только предположить, как проходил этот удивительный музыкальный вечер.
Примадонна Мариинского театра Евгения Збруева (1869-1936) обладала «редким по красоте и мощи голосом густого «бархатного» тембра и обширного диапазона, чувством стиля и врожденным драматическим темпераментом. Сильное, густое и мягкое контральто, соединяется у нее с мастерством вокальной техники и большой художественной проникновенностью».
Так писал о певице музыковед Аркадий Пружанский в в первом томе своего словаря «Отечественные певцы» (М., 1991).
Современники сравнивали голос Збруевой с виолончелью. В 1907 году она пела перед великой Полиной Виардо; ей посвящали романсы Антон Аренский и Анатолий Лядов, с нею были дружны Александр Глазунов, Сергей Танеев, Владимир Немирович-Данченко!
Внебрачная дочь известнейшего русского композитора Петра Петровича Булахова («Колокольчики мои», «И нет в мире очей», «Не пробуждай воспоминаний», «Нет, не люблю я вас», «Гори, гори, моя звезда» и др.), она всю жизнь вынуждена была носить чужую фамилию и отчество. Первый муж её матери Елизаветы Павловны, полковник Иван Збруев, не дал развода, поэтому две дочери Петра Булахова, рожденные в гражданском браке, были записаны как Збруевы.
Среди тех, кто первым заметил уникальный талант Евгении, был Николай Григорьевич Рубинштейн. Московскую консерваторию она окончила с малой серебряной медалью. После успешного дебюта в роли Вани в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» в Большом театре Москвы, она в течение десяти лет была одной из его ведущих солисток; потом переехала в Санкт-Петербург, и стала примадонной столичного Мариинского театра, на сцене которого пела до 1918 года.
По словам А. М. Пружанского, Евгения Збруева «с 1896 выступала в концертах ... . Неоднократно пела в концертах в ансамбле с А. Аренским, С. Рахманиновым (с особенным мастерством исполняла романс «Весенние воды»), А. Зилоти (с ним ежегодно гастролировала по городам России» (См.: Пружанский А.М. «Отечественные певцы»: словарь. – Часть первая. – М., 1991. – С. 186-187).
В конце сентября 1913 года пианист, ученик П.И. Чайковского, профессор Московской консерватории Александр Ильич Зилоти аккомпанировал певице в ее единственном концерте, проходившем в Вологде, на улице Афанасьевской, в Большом концертном зале Дома Страхового общества.
Мы можем только предполагать, какие произведения могли слышать вологжане в исполнении Евгении Збруевой, ведь репертуар певицы был огромен - 45 различных партий в 42 операх отечественных и зарубежных композиторов! Она блистала в «Хованщине» М.П. Мусоргского (Марфа), «Руслане и Людмиле» М.И. Глинки (Ратмир), в «Князе Игоре» А.П. Бородина (Кончаковна), в «Пиковой даме» (Графиня и Полина) и «Евгении Онегине» (Ольга) П.И. Чайковского и многих других операх; была очень выразительна, исполняя русские народные песни. Критики восторгались ее Кармен в одноименной опере Ж. Бизе («звук повсюду льется без малейшего напряжения полными свободными волнами…» (см.: Пружанский, «Отечественные певцы», с. 186). В Мюнхенской опере она удивила немецких меломанов в труднейшей партии Эрды в операх Р. Вагнера «Зигфрид» и «Золото Рейна» и стала первой русской певицей, участницей вагнеровских музыкальных праздников. Среди её партнеров по оперной сцене были Антонина Нежданова, Федор Шаляпин, Леонид Собинов!
В 1912 году она стала заслуженной артисткой Императорских театров, в 1922 году - заслуженной артисткой новой, советской Республики.
Творческая деятельность и биография Е.И. Збруевой хорошо известна специалистам и любителям музыки, достаточно снять с полки словари и энциклопедии, а также заглянуть на музыкальные сайты интернета. Сохранились её фотографии и фонограммы с многочисленными записями на грампластинках фирм «Пате», «Колумбия» и «Граммофон».
После Октябрьской революции Евгения Ивановна жила в Москве. Она не уехала за границу, как Александр Зилоти. Она преподавала в консерватории, в Оперной студии К.С. Станиславского и многих других учебных учреждениях столицы, передавая свой уникальный исполнительский опыт будущим вокалистам.
Как жаль, что не дошли до нас живые впечатления того концерта, но, думается, что среди произведений, которые Евгения Ивановна Збруева исполняла в Вологде 29 сентября 1913 года, мог прозвучать романс, «О чем мечтаешь ты» написанный специально для нее композитором Антоном Аренским на слова Даниила Ратгауза:
«О чем мечтаешь ты? Задумчиво глубокий
Куда-то взор глядит в таинственную даль…
Томит ли сердце вновь знакомая печаль?
Иль радость в грудь волной нахлынула широкой?»