Вчера, 12 мая на Судостроительном комплексе «Звезда» состоялся торжественный спуск первого российского танкера типа «Афрамакс» «Владимир Мономах» для компании «Роснефтефлот». Президент России назвал это событие победой. Однако здесь не все так лучезарно. Разбираемся почему.
Всего сегодня на стапелях «Звезды» четыре танкера в разной степени готовности, а по контракту завод должен построить 12 единиц подобных судов. Также сообщается, что танкеры «Афрамакс» станут первыми судами такого типа, построенными в России (во многом за счет газомоторной судовой установки и высокого ледового класса).
Длина судна – 250 метров, ширина 44 метра, дедвейт 114 тысяч тонн, скорость 14,6 узлов, ледовый класс ICE-1А.
Однако СМИ забыли упомянуть, что самые технологически сложные части даже корпуса судна — корму и носовые секции со всем насыщением делал корейский завод Hyundai Heavy Industries (HHI) в Самхо, затем блоки транспортировали на «Звезду».
Что касается уникальных двигателей, то разрабатывала их компания Winterthur Gas & Diesel (WinGD). Семицилиндровые машины 7X62DF мощностью 13,8 тыс. кВт, которые могут работать на природном газе, СПГ, дистилляте производятся на заводе HHI в Ульсане.
Впрочем, даже якоря с якорными цепями на танкере корейского происхождения, что оправдано. Поставлять оборудование на HHI, чтобы там его смонтировали на насыщенный блок и вести все это дело обратно в России бессмысленно. На среднюю часть танкера с трюмами, которую делали в России оборудование также поставляли HHI.
Проект, конечно, тоже корейский. Хотя в разработке рабочей документации участвуют наши КБ во главе с нижегородским «Лазуритом».
Такая схема целиком удовлетворяет постановление правительства №719, где утверждается, что в РФ должны пройти закладка, сборка корпуса, достройка, швартовные и ходовые испытания, а также сдача судна.
Как оправдывали подобное решение в «Роснефти», кому и принадлежит завод «Звезда». В Большом Камне пока нет ни нужного оборудования (в том числе листогибочного, трубогибочного и самих труб нужного качества) , ни специалистов, ни отработанной технологии.
Строительство цельных корпусов танкеров займет много времени, будет стоить дороже. А корейцы наряду с китайцами строят суда быстрее всех в мире. При этом срыв сроков для «Роснефти» будет стоить дороже, чем даже заказать готовые танкера в Корее.
Две истории
Первая история из жизни трудолюбивого корейского народа.
В середине 50х годов прошлого века Корея после гражданской войны лежала в руинах. Население голодало. Тогда президент Южной Кореи Пак Чжон Хи в приказном порядке дал поручение строить в Корее тяжелую промышленность. За судостроение должен был отвечать президент Hyundai Чон Чжу (тогда о мощности HHI никто и не слышал, не было ни верфей, ни проектов, тем более оборудования). И вот Чон Чжу поехал в Англию, в Регистр Ллойда, чтобы презентовать возможности корейского судостроения.
Англичане заключили с Чжон Чжу контракт на два судна. На эти средства корейцы построили не только сами суда, но первую современную верфь в стране. Всего спустя два года после этого визита. Потом, вслед за Hyundai, появились аналогичные производства на Samsung и Daewoo.
А вторая история из жизни нашей страны. С 1974 по 1980 год завод «Залив» строил серию из шести советских танкеров пр.1551 типа «Крым» по проекту ЦКБ «Балтсудопроект». Габариты тех судов схожи с «Афрамаксами».
Длина, м -295, ширина, м - 49,5, высота борта, м - 25,42, осадка, м - 17,0, грузоподъемность - 143 250 тонн
Понятно, что ни о каком зарубежном насыщении речи там не шло.
Вот так одни теряют, другие находят. А история со «Звездой» похожа скорее не на процесс, а на игру в судостроение. Причем дорогое. Надеемся, что со второго (пятого, десятого или иного) корпуса это кончится. И завод начнет делать самостоятельно хотя бы корпус.
Оно, конечно ресурсы вывозить надо и финансово помогать пострадавшей от обвала цен на нефть «Роснефти» тоже. Только вот что-то не так в этой игре.