Найти тему
Шабаш мыслей

«Бесы» Достоевского на экране: демон Ставрогин и идеальный Верховенский

Оглавление

Дочитала «Бесов» Ф. М. Достоевского и тут же решила посмотреть экранизацию, очень уж было интересно, как такое многогранное произведение переложили на экран.

Экранизация книг — сложная задача, а если это могучая классика, то ещё сложнее. Как показать многостраничные размышления, сложные диалоги, не упустить важные сюжетные линии и при этом не усыпить зрителя, не превратить картину в монотонную лекцию нудного профессора? А ещё надо заранее приготовиться к реакции — книга лучше. Это классика, смиритесь.

Да, книги зачастую лучше, но я всё же люблю экранизации. Это как альтернативная трактовка, дополнительный источник для размышлений, закрепление сюжета в памяти в конце концов. Главное — сначала книга, а потом фильм.

Что же получилось с «Бесами»?

Владимир Хотиненко представил свою трактовку Достоевского в виде мини-сериала — четыре серии примерно по часу. Конечно, показать всё за это время не удалось, но всё же я считаю экранизацию достойным дополнением книги.

Атмосфера

Красивые костюмы, декорации, общая картина и атмосфера — приятно смотреть. Когда я читала, то представляла всё в более мрачных тонах, больше напоминающих Петербург из «Преступления и наказания». Здесь же — пышная зелень отлично контрастирует с ночными грозами и накаляющейся обстановкой в городке.

Актёры

Актёрский состав — главное достояние сериала.

© КиноПоиск
© КиноПоиск

Антон Шагин — идеальный Верховенский. Передаёт персонажа на 100%. Заискивает, подстрекает, раздражается и поистине беснуется. Танец со свиньями, плотоядная улыбка — вся суть Петра.

Николая Ставрогина я представляла себе иначе, но у Максима Матвеева получился очень колоритный персонаж. Это даже не бес, а практически дьявол. Более чётко прослеживается идея Н. А. Бердяева, который считал, что все персонажи — эмaнaции Ставрогина, они порождены им, его духом. И если подумать, то это действительно так. Все идеи зародились в нём. Бесноватый Пётр лишь подхватил одну из них и довёл до крайности.

По-другому я представляла себе и Марью Тимофеевну. Не такой безумной. Мария Шалаева нагоняет дополнительной жути всему происходящему.

Мне кажется, что промахнулись лишь с Лизой. Внешне и внутренне совсем не то, пустовато вышло. И Варвара Петровна получилась не такой властной. В остальном же — браво.

Режиссёрские дополнения

Режиссёр ввёл дополнительную деталь — Ставрогин увлекается бабочками. Интересная находка, которая порождает много ассоциаций — жизнь, смерть, порок. А ещё бабочки очень красивы при поверхностном взгляде и омерзительны, если к ним присмотреться. Любимый всеми Ставрогин, который скрывает мерзкую тайну... В этом что-то есть.

Самое спорное решение — дополнение финала. Не буду оставлять спойлеры, но мне показалось лишним. Напомнило эпизод с яйцами в конце фильма про злобного аллигатора из 90-ых. Гигантского крокодила убили, но детки остались.

***

Что в итоге?

Я бы не советовала знакомиться с сериалом до книги. Мне кажется, будет непонятно и полного представления о «Бесах» Достоевского всё равно не будет. А вот после — в самый раз. Даже если не понравится, то будет повод ещё раз проанализировать и обдумать произведение. А ещё обсудить с другими зрителями.

Например, со мной. Оставляйте комментарии. На истину не претендую, поэтому с удовольствием выслушаю другие мнения.

Здесь я сравниваю танец Джокера на лестнице и Верховенского в свинарнике. Что ещё можем обсудить: