Восточные гаремы сравнивают то с публичными домами, то, наоборот, с монастырями, им приписывают то, чего в них никогда не было, и очень мало знают о том, что там творилось на самом деле. Считается, что гарем – единственное пристанище многоженства. Много ли во всем этом правды?
История многоженства
История мировой цивилизации полна примеров многоженства, причем совершенно очевидно, что оно – явление интернациональное, и появилось гораздо раньше, чем гаремы. Например, царь Соломон за свое сорокалетнее царствование прославился не только уникальной мудростью и процветанием страны, но также роскошным гаремом из «700 жен и 300 наложниц».
Из трудов римских авторов можно узнать о полигамных нравах при дворах цезарей Тиберия и Калигулы. Король франков Карл Великий, создавший огромную империю, окружил себя множеством любовниц, причем некоторые происходили из лучших родов Европы.
Не слишком отличались от остального мира и правители Древнерусского государства. Князь Владимир, по описанию историка Татищева, кроме четырех жен (одну из которых он добыл, умертвив собственного брата), содержал еще «300 наложниц в Вышегороде, 300 в Белогородке и 200 в селе Берестове». Нешуточный размах, странным образом сочетавшийся у любвеобильного князя с набожностью и православным просвещением Руси.
Турецкие же гаремы, которые принято рассматривать в качестве эталона, возникли уже к X веку, но традиционный вид приняли к концу XV века, после завоевания турками Константинополя. Опыт Византии, кстати, тоже оказался полезен в деле становления гаремных устоев: именно оттуда турки позаимствовали институт евнухов, так прижившийся на гаремной почве.
Гаремы, как любая социальная структура, постепенно вырабатывали свой этикет, укрепляли традиции, совершенствовали тонкости иерархии и формировали уникальный опыт по части любовных наук, способов борьбы с соперницами, секретов обольщения и красоты.
Гаремы были в ходу во многих странах Востока, но наиболее гармонично и интересно для европейца развивались «дома счастья» султанов Оттоманской империи.
В том виде, в каком они обрисованы в дамских романах и популярных сериалах, эти тайные жемчужины просуществовали более 500 лет. И все пять столетий в их стенах муштровали лучших красавиц для услаждения османских владык.
Услада для султанов
Обыкновенно девушки попадали в «дома счастья» несколькими способами. Первый из них – работорговля. Зная, что на красавиц всегда есть спрос, работорговцы устраивали настоящую охоту на живой товар.
Также гаремы пополнялись с помощью подарков. Подарить красивую рабыню считалось особенным шиком, и, стараясь угодить султану, подданные его разве что землю не рыли в поисках прелестниц, способных порадовать повелителя.
Случалось, и не так уж редко, что девушек продавали в гаремы их родители. На Кавказе даже пели девочкам колыбельную, где говорилось, что она «может стать женой султана и купаться в золоте и серебре». Иначе говоря, пребывание в гареме виделось родителям не позорным пленом, а разновидностью удачного замужества.
После того, как лучшие из лучших девиц собирались за стенами гарема, их сразу же обращали в мусульманство, правда, по очень упрощенной схеме: достаточно было поднять руку и произнести «нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его».
Затем мать султана валиде-ханум и кальфы – старшие «рабыни-воспитательницы» - приступали к обучению вновь прибывших гаремным премудростям.
Девушки изучали Коран, танцы, игру на музыкальных инструментах, искусство беседы и рукоделие. Особое внимание уделялось этикету: каждая рабыня должна была знать, как подать господину трубку и халат, как налить ему кофе, когда развлечь его беседой, а когда молчать, словно она немая от рождения.
После обучения каждую из девушек ожидал экзамен, который принимала лично валиде. Тех, кто не справлялся с испытанием, понижали до простых служанок, а сдавшие экзамен успешно получали шанс привлечь внимание султана.
Все устройство гаремной жизни, все хозяйство и рабыни, ухищрения и тонкости этикета в конечном счете были направлены на одну цель: создание комфорта для хозяина гарема. К этому же стремились все обитательницы «домов счастья», от самой незначительной рабыни до управлявшей «женским гарнизоном» валиде.
Табель о рангах
Сравнение с гарнизоном не случайно: гарем работал, как один слаженный механизм, где каждая женщина имела четко прописанный статус с традиционно обозначенными правами и обязанностями. Не будь этой «табели о рангах» - и никакая сила не смогла бы удержать порядок в дамском обществе, наполненном страстями и интригами.
По «служебной лестнице» гарема можно было степенно шагать со ступеньки на ступеньку, приобретая все больше власти, но некоторым удавалось перепрыгнуть одну, две или больше ступеней гаремной иерархии и стать «из пешки королевой».
Однако, возвысившись, нельзя было терять бдительность, и гаремная история говорит, что на вершине власти удерживались только женщины с сильным характером, изворотливым умом и отсутствием уж слишком высоких моральных качеств, поскольку в бесконечной войне за внимание господина воистину все средства были хороши.
В самом низу иерархии находились одалик – необученные девушки. Первые полгода их держали взаперти, преподавая им гаремные дисциплины. Лишь после сдачи строгого экзамена девушки могли быть явлены пред очи господина.
Если девице удавалось привлечь внимание хозяина, любым способом – танцем, хитростью или просто красивой наружностью, она переходила в разряд гёзде – «отмеченных».
Сразу после знака господина (взгляд, слово или брошенный к ногам избранницы платок) счастливицу тут же переводили в отдельное помещение, где наряжали и давали наставления в ожидании, когда хозяин захочет познакомиться с «отмеченной» поближе.
Если это благополучно происходило, девушка проводила с господином ночь и он оставался ею доволен, она шагала на следующую ступень – становилась икбал, что значит «счастливая».
К этому рангу прилагалось, кроме внимания господина, еще денежное содержание и штат личной прислуги. Однако положение икбал все еще оставалось не очень надежным – ведь внимание господина в любой момент могло переключиться на другую девушку.
Но если внимание хозяина удавалось удержать достаточно долго, икбал беременела, а затем производила на свет ребенка (особенно, как и во всем мире, ценились, разумеется, мальчики), - она становилась кадиной, то-есть приобретала статус уважаемой дамы. Кадины, даже если хозяин не женился на них официально, все равно соответствовали в иерархии его женам.
До верха гаремной лестницы кадине оставался всего один шаг. Если ее сын благополучно достигал совершеннолетия и воцарялся на османском престоле, она превращалась в валиде-хатун – мать государя, «венец укрытых паранджой».
«Королева-мать» получала безграничные полномочия по управлению гаремом и обширные – по участию в делах государства. Надо отметить, что некоторые валиде пользовались своими правами весьма активно: не напрасно более столетия турецкой истории красноречиво именуется «женским султанатом».
Кроме красоты и ума, которые естественным образом могли привлечь внимание султана, обитательницы гарема пользовались многими специальными ухищрениями, чтобы добиться любви повелителя или удержать ее.
Академия гаремной любви
В первую очередь кандидатки на внимание султана старались выжать максимум эффекта из внешности. Признанным «косметическим кабинетом» любого гарема считалась турецкая баня – хамам. Обычно помещение хамама включало большой бассейн, окруженный бассейнами поменьше, в которые наливалась минеральная вода с различными свойствами и разной температуры.
Для обслуживания изысканной гаремной клиентуры в банях трудились в поте лица десятки массажисток, парильщиц, и других мастериц по ублажению женских тел. Кроме того, во время банных процедур каждая наложница имела шанс привлечь внимание господина, поскольку многие владельцы гаремов имели привычку тайно наблюдать за тем, как их женщины холят свои тела.
С размахом использовалась в гаремах сила запахов. Каждая из женщин искала свой неповторимый аромат, который мог придать ей неотразимую привлекательность. Ценным считалось умение составлять букеты, искусно составленные композиции, где каждый цветок имел свое значение, и которые можно было читать, как поэмы.
Аромат же каждого из цветов или их комбинации могли настроить на определенный лад, добавить чувственного притяжения между мужчиной и женщиной или наоборот сыграть отвращающую роль, чем соперницы пользовались на всю катушку.
Не меньшее значение, чем уход за телом и подбор ароматов, имела одежда. Костюмы наложниц в первую очередь были призваны подчеркнуть достоинства их фигур, продемонстрировать лучшее в их внешности и настроить господина на любовный лад.
Декольтированные наряды из дорогих тканей жены и фаворитки султана не могли использовать дважды – господин не должен был видеть их больше одного раза. Поэтому на одежду и украшения в гаремах тратились поистине баснословные суммы.
Еще одним способом привлечь внимание господина было умение грациозно двигаться. Этой науке в гаремах уделяли большое внимание – учили девушек совершать любое действие со сложной смесью изящества, кокетства, священного трепета перед султаном и скрытой страстности. Тонкости поведения зависели также от настроения господина, места действия и даже времени суток.
Все эти ухищрения и делали обитательниц гаремов изысканными сокровищами, которых тщательно скрывали от мира и которыми мог наслаждаться лишь их повелитель.
Екатерина Кравцова