Речь ребенка в 4-5 лет становится более осознанной и находится в прямой зависимости от уровня семейного воспитания и от качества получаемого образования. Поэтому, чаще всего, нарушения речи наблюдаются у тех деток, чьи родители не уделяют должного внимания на воспитание, развитие и обучение своего ребенка.
Речь ребенка 4-5 лет
- Богат и разнообразен словарный запас слов (до 3000 элементов речи). Дети способны не только называть предметы, но и описывать их качества, свойства. Дети продолжают активно сочинять несуществующие слова. Расширяется набор прилагательных (качественные, оттенки цветов). Увеличивается набор предлогов, ребенок может пользоваться сложными предлогами (из-за, из-под), активно пользуется личными местоимениями (мой, моя, мое..).
- Ребенок говорит полными и распространенными предложениями (логично построены, богаты по содержанию). Активно употребляют сложноподчиненные, сложносочиненные предложения в речи.
- В речи исчезает смягчение согласных, замены свистящих и шипящих. Речь становится более чистой, четкой, так как артикуляционный аппарат совершенствуется, а движения органов речи координируются. Конечно, остаются некоторые нарушения в речи, но это в пределах нормы и позже они исчезнут.
- Процесс говорения носит осмысленный характер. Перед тем, как выразить свою мысль, ребенок обдумывает ее, а так же он знает в какой момент и что лучше сказать.
- Дети способны регулировать громкость речи и шепотную речь. Темп речи средний, без замедления и ускорения. Меняют интонацию в зависимости от ситуации (выразительно рассказывают стихотворение, отстаивают свою правоту, провинились и сожалеют и т.д.).
- Ребенок замечает неправильное произношение взрослых и сверстников, например: "Когда Петя говорит, я его не понимаю, он плохо говорит, он не умеет разговаривать".
Интересен тот факт, что дети 4-5 лет любят рассказывать о себе, своих игрушках, в общем, они испытывают потребность делиться своими впечатлениями. Но при этом в речи наблюдается бедность лексики, нарушения в построении предложений, преобладают одни и те же заученные слова и фразы. Поэтому необходимо развивать речь ребенка: обогащать словарный запас новыми словами, учиться правильно строить предложения и согласовать слова между собой, развивать просодическую сторону речи (мелодика, темп, ритм, интонация), развивать коммуникативные навыки (умение вступать в разговор, быть вежливыми и пользоваться "волшебными" словами, следовать речевому этикету, учить слушать собеседника и др).
Развитие речи. Полезные советы.
- Артикуляционная гимнастика. Если в 2-3 года она была в игровой форме и была второстепенной, то в 4-5 лет (если имеются нарушения звукопроизношения) она выходит на одну из первых позиций в коррекционной работе. Ей уделяется уже больше времени (до 6-7 мин/ день), обращается внимание на правильность, четкость и согласованность движений органов артикуляции. Артикуляционную гимнастику следует проводить перед зеркалом (чтобы ребенок видел и вашу правильную артикуляцию, но и свою) с хорошим освещением.
Авторы популярных артикуляционных гимнастик: Нищева Н.В., Е. Косинова, О.И. Крупенчук, Л.А. Комарова (предлагает задания и игры на каждый отдельный звук ), Куликовская Т.А. и др.
- Игры с карточками на построение фраз и предложений, развитие навыков чтения по слогам и не только. Развитие лексико-грамматической стороны речи. Можно заниматься как за столом, так и на полу. Разбросайте карточки в хаотичном порядке, а ребенок пусть собирает картинки и читает или читайте вместе с ребенком, водя пальчиком по буквам (как вариант: эстафета, кто больше соберет картинок). Карточки подойдут для занятий с ребенком старшего дошкольного возраста.
- Для подготовки к школе я использую логопедический букварь Е.Косиновой. Это отличный вариант для отработки чтения по слогам, изучения каждой буквы и звука, их характеристик (мягкий, твердый, глухой, звонкий...). Материл представлен по принципу от легкого к сложному, с учетом появления того или иного звука в онтогенезе. К учебнику пригалается рабочая тетрадь, где ребенок учится писать правильно элементы букв и буквы, выполняет простые интересные задания. Отрабатывается правильность построения предложений, развитие звукового анализа и синтеза слов, обогащается лексика, развивается скорость чтения.
- Настольные игры/лото. Развивают образное мышление, активный и пассивный словарь, расширяют кругозор, развивают грамматический строй речи. В игре "Где я это видел?" предлагаются разрезные карточки на разные темы, задача ребенка найти и правильно сопоставить картинки с той или иной темой, называя их. Необходимо спросить ребенка, почему карточки подходят/не подходят к данной теме.
Приведу еще несколько эффективных игр на развитие речи ребенка: "Крокодил", "Piatnik Activity" для детей, "Хватай-читай" и др.
"Piatnik Activity" для детей - здесь представлены разнообразные задания, не только интересные, но и поучительные. Игра ненавязчиво расширяет словарный запас и помогает правильно формулировать мысль, а также это отличный вариант для семейного досуга и отдыха.
- Загадки/ ребусы/шарады/кроссворды. Также продолжаем загадывать загадки детям, разгадываем детские кроссворды и простые ребусы.Такая деятельность отлично развивает мышление, повышает внимание, усидчивость, словарный запас и речь в целом.
- Пальчиковые игры. Если в 2-3 года это были простенькие и несложные движения рук, то в 4-5 они совершенствуются, задания даются более сложные с многообразием поз, движений. Следим за движениями: они должны быть более координированными, четкими, завершенными, правильными. Можно увеличить темп выполнения пальчиковой гимнастики (под музыку, определенный ритм), добавить движения других частей тела - головы, ног, туловища.
- Игры/ упражнения на развитие согласования слов в предложении. Для согласования существительных с числительными можно выполнить следующее упражнение ( с примером взрослого, а после ребенок самостоятельно выполняет задание).
Согласование существительных с прилагательных. Ребенку задается вопрос и показывается общая картинка, на что ребенок должен показать на нужный цвет и ответить правильно. (пример: мячик (какой?) --синий) и т.д. Примеров таких заданий очень много, все на ваше усмотрение.
А также не забываем о правильной организации режима дня ребенка, правильном и здоровом питании, организации двигательной активности, умственных нагрузок. Ходите на прогулки, в детские центры, посещайте кино, тетры, выставки, играйте вместе. Это заметно расширит кругозор ребенка, сплотит семью, укрепит взаимоотношения внутри семьи и создаст благоприятную атмосферу для дальнейшего успешного обучения и развития вашего ребенка.
Спасибо за внимание) Делитесь Вашими впечатлениями и опытом, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал)