Найти в Дзене
АНГАР

ПАМЯТКА ПОЭТУ. Выпуск 3. «Идея: актуальность и преемственность»

Оглавление

Доброго времени суток всем начинающим поэтам, и тем, кто уже давно привык к выражению своих мыслей, чувств и эмоций в лирической форме!

Памятка поэту - это проект сообщества АНГАР, который призван помочь начинающим поэтам понять основы искусства поэзии и найти свой путь на этом нелегком, но таком интересном поприще.

Сегодняшняя тема - это важность идеи для текста, ее читабельность, актуальность и возможная вторичность.

Тема любого произведения, в том числе и стихотворного, - это очень важная его составляющая, которую, зачастую, многие вообще игнорируют. Всегда хочется выдать читателю нагромождение слов, образов, которые не будут работать друг с другом, а просто повиснут в воздухе. А потом обязательно нужно назвать все авторской задумкой и пояснить, что понять тему и идею произведения способны только избранные.

Не спорим, сделать так, особенно для поэта, - самое настоящее искушение, с которым сложно бороться. Поэтическое искусство такое личное, лиричное, пластичное, что любой словесный ряд можно выдать за прекрасную тему любви или страданий (нужное подчеркнуть).

Однако, как вы, наверняка, поняли по нашему предыдущему выпуску «Памятки», искусство без адресата - трата его впустую. Вы можете с этим не согласится, ваше право, но с тем, что у произведения должна быть идея, посыл, замысел, хотя бы эмоциональный, не обязательно рациональный, в этом мы должны быть солидарны. Разве нет?

Стихотворения по их отношению к проработке идейной составляющей можно разделить на три группы. Есть, так называемые, стихи-эмоции, стихи-мысли и стихи-идеи.

Особенность стиха-эмоции состоит в том, что, как правило, это спонтанный и хаотичный выплеск на бумагу каких-либо чувств и эмоций, испытываемых автором в настоящий момент, или испытанных им в недавнем прошлом, но ещё не переработанных до конца. В таком случае написание стиха - это очень хороший способ разложить всё по полочкам у себя в голове и дать возможность своей душе обрести спокойствие и умиротворение.

Но всё же не будем забывать, что эмоции и чувства - это довольно хаотичные явления, с чётким и понятным изложением которых на бумаге могут возникнуть такие проблемы, как нарушение причинно-следственных связей и хронологии событий, выбор недостаточно ёмких слов для максимально точного выражения эмоций и чувств, недосказанность, обрывочность смысловых блоков и тавтологии.

Как правило, стихи этой категории пишутся на одном дыхании и с минимумом правок и коррекции.

Со стихом-мыслью в плане грамотного изложения дела обстоят, как правило, намного лучше, потому как мысль - это всё-таки более конкретная, продуманная и сформированная вещь, а, следовательно, её грамотно изложить будет намного проще. Здесь можно избежать нарушение причинно-следственных связей и хронологии событий, но всё же есть возможность недостаточного продумывания ёмких слов и тавтологий.

Ну и наконец, мы плавно переходим к последнему пункту нашего списка - стиху-идее. Идея обычно намного сильнее мысли, так как автору не просто хочется поделиться с читателями своими рассуждениями на ту или иную тему, но и заставить их задуматься на актуальные, современные политические, экономические и другие темы.

В этих стихах вряд ли можно обнаружить проблемы с логическим изложением идеи. Мощные и ёмкие слова приходят в голову практически сами собой, а вот лексические повторы могут быть как случайными, так и сделанными специально для усиления эффекта от прочитанного произведения.

Некоторые люди считают, что в поэзии самое важное - это чтобы было о чём писать, и в чём-то это утверждение действительно верное, а сейчас Непомнящая даст небольшой, но очень полезный лайфхак как для начинающих поэтов, так и для тех, кто хочет научиться писать ещё лучше и качественнее, и "подтянуть" свои навыки по написанию стихов. Особенно это поможет любителям даже в повседневной речи "скакать" с темы на тему и не закрывать ни одну из них.

Непомнящая:

Прежде всего необходимо прописать то, что я обычно называю "смысловой нагрузкой"

1. Для начала сформулируйте у себя в голове то, о чём вы собираетесь написать своё стихотворение, и распишите это на бумаге небольшими, но понятными для вас фразами, ключевыми словами и т.д.

2. Образы легче всего составляются из небольших, но понятных фраз. Имея у себя в голове картинку, которой максимально точно можно описать то, что вы написали одной фразой или ключевыми словами, можно легко подобрать нужные для её стихотворного воплощения слова грамматические конструкции и обороты речи.

3. Вдумчиво подходите к выбору каждого слова и эпитета. Старайтесь искать максимально точные и ёмкие слова, способные передать и донести до читателя то, что вы хотите в них вложить. Вам на помощь придут такие вещи, как Словарь синонимов и Словарь эпитетов.

4. Работа с каждой фразой по очереди поможет вам в дальнейшем избежать проблем с логикой и хронологией событий. У вас уже есть план, осталось только по нему двигаться, это поможет вам избежать недосказанностей и ощущения незавершённости произведения или смыслового блока.

5. Иногда готовые рифмованные строчки может прийти на ум сами, а иногда нужно хорошенько поработать над рифмой. В таком случае можно написать в поисковике "рифма к слову <... >". Там из списка рифм можно выбрать максимально точную и подходящую по смыслу строчки.

Мы уже разобрались, как важно закладывать определенный посыл в свое произведение и придерживаться его на протяжении всего текста. Теперь же обсудим актуальность и вторичность этих самых тем и посылов.

Культура столь велика и столь обширна, что поднять новую проблему, не основываясь на достижениях предыдущих поколений, - практически невозможно. Тем не менее, стоит различать грамотную аллюзию, отсылку, пародию от бездумного копирования и подражания.

Пародия в стилистике не имеет значения только лишь юмористического подражания. Это обширная отсылка, использующаяся автором для выражения каких-то своих, отличных от первоисточника идей. Обратите внимание на слово «отличных», потому что для пародии – это очень важно. Образы, композиция, даже словесные ряды и описания могут быть очень похожи, но идея, замысел автора, использующего данный прием, должны быть оригинальными.

Пародией можно назвать поразительное, практически покадровое сходство фильмов Ларса фон Триера и его горячо любимого Тарковского. Однако идеи современного режиссера – это нечто совсем непохожее на произведения классика, даже диаметрально противоположное. Просто таким образом он отдает дань любимому режиссеру.

То же самое происходит и в литературе. Пушкин часто прибегал к пародии в том числе и на своего учителя - Державина. Достоевский полемизировал с Толстым прямо внутри своих произведений. Что уж говорить о поэтах XX века, чье творчество порой базировалось на достоянии классиков. Все это говорит о том, что преемственность – важная часть человеческой культуры. Таким образом, если хотите, мы вкладываем свой камешек в строительство этой самой культуры, принимая ее правила игры, но создавая что-то новое.

На ранних этапах творчества, когда собственный стиль еще требует доработок, многие чрезвычайно злоупотребляют этим и полностью или частично копируют произведения, которые им понравились. Массовая культура менее притязательна – зачастую, такие произведения несозревших поэтов и писателей становятся достоянием общественности. Хорошим примером этого могут быть многочисленные «школы волшебства» после публикации «Гарри Поттера».

Разве можно считать за настоящее искусство то, что вторично, но выдает себя за оригинал? Честность – важная составляющая искусства. Если вы хотите преуспеть и почувствовать себя по-настоящему художником слова, а не просто любителем рифмовать в стиле Пушкина, будьте в первую очередь честны с собой и читателем. Действительно ли это ваша идея или вы просто где-то ее подсмотрели? Если второе, подумайте, как по-новому ее можно обыграть. Форма – вторая составляющая после идеи, и в ней вы можете быть вольны, как птица. Настоящее мастерство – в умелом сочетании актуальности, свежести, новизны и преемственности.

____________________________________________________

Важна ли идейная составляющая в поэтическом тексте или это дело второстепенной важности? Выскажите свое мнение в комментариях.

Об авторах:

Мы - это Юля, поэтесса, пишущая под псевдонимом Непомнящая (записки непомнящей), и Кристина, прозаик, тем не менее, очень любящий поэзию (драма квин). Подписывайтесь на нас ВКонтакте и вступайте в ряды АНГАРа, чтобы получить еще больше вдохновения и найти единомышленников.