Эрих Мария Ремарк, который прожил очень насыщенную и яркую жизнь, смог воплотить в себе несовместимые вещи. Реализм и романтизм, любовь и равнодушие, войну и жизнь после войны. Какая-то внутренняя красота, как бы это сказать, джентльменская что ли, когда ты превозносишь дам легкого поведения, солдатскую простоту и пацифизм органический - это все ассоциируется только с этим писателем. Грубость военного времени и отрешенность потерянного поколения на нем не сказались. Слова, они никак не могут в полной мере отразить то, чем является Ремарк.
На "Три товарища" я наткнулся еще в нежном возрасте школьника, много слышал об этом авторе, хотя на улице, пусть и разваливался, но был еще Советский Союз, но Ремарк печатался в полном объеме, пусть его книги доставались и с трудом. Мне повезло, он у меня был чуть ли не весь. Ремарк и Драйзер - не было ничего лучше и понятнее (как тогда казалось). Но какое-то время я не мог понять, как такой, настолько прозрачный текст, может нести собой огромную вселенную человеческих истин.
Почему "Три товарища"? Стандартный вопрос и не простой. Как я теперь думаю, их даже не три, а четыре. Четвертый - это женщина, но она тоже товарищ. Автор принял ее в свои ряды, обращаясь к Патриции "дружище". Произведение пропитано духом потерянного поколения, тех самых молодых людей, что, вернувшись с войны еще молодыми, навсегда оставили все свои ценности где-то там, на полях сражений. Главному герою, Роберту Локампу, до сих пор по ночам мерещатся мертвецы, некоторые его друзья так и живут одним днем, просто радуясь, что остались живы. Слово ремарковское "товарищ", как мне кажется, в советские годы было неверно истолковано.
Тема вообще, насколько я могу судить, распространенная, но только Ремарк смог придать ей такой легкий, на первый взгляд, философский, с примесью черного юмора, но, вместе с тем, где-то горький и трагический вид. "Три товарища" - кладезь премудростей. Мне не нужно особенно напрягаться, чтобы непроизвольно воспроизвести по памяти десятки фраз, которые сами собой приходят на ум. "Родиться дураком не стыдно. Стыдно им умирать". А вот мой любимый тост, "пусть наши дети заимеют богатых родителей" принадлежит очаровательному владельцу пивной Альфонсу. "Принципы существуют для того, чтобы их нарушать", а это Ленц, еще более очаровательный друг Роберта, самый позитивный из товарищей.
Помимо темы людей войны, мужской дружбы, "Три товарища" еще и о любви. Здесь труднее что-то вспомнить наизусть, потому что со временем эти крылатые фразы стали моей жизнью. "Без любви человек только покойник в отпуске", как-то так. "Любовь всегда портит характер". Не буду продолжать, это бесконечно. С любовью у меня больше ассоциируется знаменитая фраза Ленца, "ром, вишневая настойка и абсент. Пил абсент, свинья!"
Прошли годы и я перестал читать вторую часть часть "Трех товарищей". Счет примерно "двадцать - пять" в пользу первой части (разделение условно). Почему так? Наверное это от того, что они отличаются. В первой части всегда находишь поддержку, этот уверенный, в ежедневной неуверенности жизни, взгляд, помогает во все времена. Ремарк прекрасно показал недолговечность абсолютно всего, когда каждый час, каждый миг имеет особенною ценность, когда можно жить одним днем. Ром, молоко солдата, бармен, три двойные порции! или взять у друга пальто, чтобы сходить на свидание. Молодость, ты здесь, ты никуда не уходила, мы все те же дети, играем в те же игры, покупаем себе те же сладости. Почему же я так и не могу снова перечитать "Трех товарищей" до конца? Потому что что-то ушло безвозвратно и именно в этом была юность.
Если кто-то не читал, то я ему искренне завидую.