Даосская философия является одной из самых древних в мире, имеет тысячелетнюю историю и она тесно связана со значением одного слова: китайское слово "Дао".
В каждом языке, культуре и религии есть слова, которые передают не одну простую идею или смысл. Даже при том, что такие слова часто имеют несколько уровней значения, никогда не возникает путаницы относительно того, что говорится.
Попросите дюжину людей, например, объяснить слово " рай " - скорее всего, вы услышите дюжину различных определений или описаний. То же самое относится и к слову "Дао", которое часто переводится как "дорога" или "путь"."
Дао
Хотя существует много определений Дао, одно это слово передает целую философию, взгляд на фундаментальную природу жизни и Вселенной.
Слово Дао есть не что иное, как выражение глубокого единства Вселенной и того пути, который люди должны пройти, чтобы присоединиться к этому единству, а не нарушить его.
Что это за путь и как мы его находим? Путь начинается с понимания происхождения Вселенной.
"Знание древнего начала - это суть пути", - утверждал древнекитайский мудрец Лао-Цзы, автор "Дао Дэ Цзин".
Известный нам как "Книга Пути", этот поэтический шедевр был написан примерно 2500 лет назад. Будучи бесподобным литературным произведением, он не только занимает свое место в истории, но и является первой письменной летописью даосской философии.
Взаимозависимость всех вещей
Ранняя даосская философия находилась под глубоким влиянием наблюдений за природой. Даосские философы определили, что все имеет свою дополняющую противоположность. Более того, они видели, что все может быть понято только путем сравнения с его противоположностью.
День - это только день по отношению к ночи, холод - только холод по отношению к теплу, а мягкое - только мягкое по отношению к твердому. Заглянув еще глубже, они поняли, что эти отношения находятся в постоянном состоянии текучести: день постепенно перетекает в ночь и обратно.
Таким образом, все вещи взаимозависимы. Наблюдая за процессами природы, говорят даосы, мы можем прийти к некоторому пониманию смысла нашей жизни и нашего места в мире. Эти концепции являются краеугольным камнем даосской философии.
Даосские философы также заметили, что то, что происходит в природе, не требует усилий. Это не означает, что нет никакой борьбы, но что события происходят без преднамеренности.
Рассмотрим жизнь растения. Семя падает на землю. Если почва плодородна, и если она получает тепло, свет и воду, то она может превратиться в саженец. Для этого не нужно знать, как питаться через корни или как фотосинтезировать свет и превратиться в зрелое растение.
Учитывая знания, которые оно содержит, растение полноценно в своей природе. Даос задается вопросом: почему жизнь должна быть иной для людей? Почему бы не позволить ситуациям развиваться так, как они могут развиваться, а не пытаться манипулировать другими и организовывать события?
Эта вера в даосскую философию известна как учение о делании через не-делание, и она лежит в основе даосской практики. Это послание содержится в следующей части стиха 29 Дао Дэ Цзин:
Как думаешь, справишься ли ты
со вселенной
чтобы улучшить ее?
Я не верю, что это можно сделать.
Вселенная священна.
Ты не можешь ее улучшить.
Если ты попытаешься изменить ее,
ты все испортишь.
Если ты попытаешься удержать ее,
ты ее потеряешь.
Природа совершенна без нас, подсказывает нам стих. Мы должны признать этот факт и начать сотрудничать с природой как с партнером по универсальной системе.
Наша миссия, согласно даосской философии, состоит в том, чтобы вернуться к естественному образу жизни, не обремененному сложными социальными институтами и интеллектуальными идеями. Даосизм предполагает, что это вернет нас в состояние естественной благодати - Дао.
Этот контакт с тем, что является врожденно чистой волей, в свою очередь, укрепляет наш дух, источником которого является природа.
В даосской философии поиск «пути» (Дао) поначалу кажется невозможным. Нам говорят, что для понимания Дао мы должны полагаться на наш дух, а не на наш интеллект.
Тем не менее, мы обязаны понимать вещи тремя способами: через наши инстинкты и эмоции, через наши чувства и через логику нашего интеллекта.
Парадокс в том, что знание через Дао лежит за пределами традиционных методов. Даосская философия утверждает, что только взращивая дух, мы можем подняться над повседневным опытом.