Найти тему

«Эмоциональные ловушки» как оружие режиссёров

При работе над кинокартиной режиссёры умело пользуются особыми приёмами, позволяющими управлять восприятием зрителей. Сегодня мы разберем несколько кинематографических «ловушек», которые заставляют сопереживать, радоваться, волноваться, проще говоря, испытывать целый спектр эмоций.

Ловушек, в которые мы с удовольствием попадаемся, в кинематографе много, ведь создание фильма или сериала – настоящее искусство, выполненное по всем законам драматургии.

1. Музыка

/ Источник

Не секрет, что музыка без особых усилий может достучаться до сердца, поэтому для режиссера – это мощнейший инструмент воздействия. Ни один драматичный момент не был бы настолько трагичным для нас, если бы не грамотно подобранная мелодия на фоне. Вспомните фильм «Титаник» и оркестр, исполняющий свою последнюю партию. Эта сцена крушения не была бы так до мурашек проникновенна, если бы не сильный контраст – паника на корабле и спокойная, даже светлая музыка. Здесь используется ещё один прием. Мы не только слышим звучание оркестра, но и видим исполнителей, понимаем их мотивы и пропускаем через себя историю.

Противоположный контрастный пример, подтверждающий силу музыки в кадре – комедии с элементом экстрима. Помните знаменитый фильм «Такси»? Переживания за героя, который пускается в погоню на оживленной дороге с предельной скоростью? Нет, не знакомо. А все потому что фоновая музыка задаёт настроение этой и других сцен. Это вовсе не драма, а приключение, а у зрителей вместо носовых платков - попкорн, улыбка на лице и лёгкая взволнованность.

2. Переплетение перипетий

-2

/ Источник

Перипетии – это резкие повороты событий в сюжетном ходе, которые просто не могут оставить равнодушными никого. Со взлётами и падениями главное не переборщить, но они являются отличным стимулом интереса. Яркий пример – сериалы. Если построить прямую жизни главного героя сериала, то она быстро превратится в кардиограмму, поскольку с персонажами всегда что-то происходит, события развиваются непредсказуемо, и вот, мы уже не замечаем, как смотрим очередной сезон полюбившейся истории взахлёб. В конце сезона всегда будет ждать новая загадка, а то и не одна, что в очередной раз подогреет интерес к картине.

Перипетии делятся на восходящие и нисходящие. И первые, и вторые связаны с эмоциями, которые вызывают. При восходящих перипетиях мы чувствуем воодушевление, радость за героя, у которого в данный момент все хорошо, но этот эпизод непременно сменится противоположным – нисходящей перипетией, когда новое обстоятельство изменит позитивный ход событий. А основными чувствами зрителя становятся тревога и грусть. Перипетии всегда чередуются, ведь чем разнообразнее эмоции, тем ярче впечатления от просмотра киноленты.

 3. Цветовая гамма

-3

/ Источник

Выбор цветовой гаммы во многом определяет настроение кинокартины. Мультфильмы смотрятся легко и оставляют после себя приятное послевкусие за счёт яркой картинки и частой смены кадров. Прием использования различных цветов в фильмах куда сложнее. С помощью цвета создатели действуют на наше подсознание, заставляя запоминать детали, обращать внимание на предметы и мыслить, выходя за привычные рамки анализа. Фильм «Бойцовский клуб» в основном выполнен в темных и серых тонах, однако главный герой носит красную куртку, что уже выделяет его в нашем сознании среди остальных персонажей и даже всего экранного мира.

Удержать внимание на монохромном кино не так просто, как на пестрящем разными оттенками, соответственно, при просмотре с первых кадров зритель ориентируется на музыку и темп.

4. Ракурс

-4

/ Источник

Часто ли вы замечаете, как видите героев в фильме? На самом деле, одним только ракурсом можно искусно передать настроение, обстоятельства, атмосферу и тем более погрузить в них зрителя.

Интересный приём – наклон камеры при съемке. Это делается специально, а не потому что оператор забыл, как выглядит линия горизонта. Таким способом передаются расстройства в психике героя, беспокойство, влияние алкоголя или наркотических средств, сильное давление обстановки или же погружение в альтернативный мир. Подобный прием носит название «голландский укол», понаблюдать его воплощение вживую можно в фильмах: «12 обезьян», «Тёмный рыцарь», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».

Подчеркнуть статность, могущество и силу персонажа легко с помощью камеры, находящейся снизу. Когда угол зрения падает снизу-вверх, то и эмоции зритель испытывает более возвышенные. Аналогично используется ракурс сверху-вниз. Он иллюстрирует мир вокруг человека, расширяя наше представление. Такое положение камеры способно рассказать о давящей обстановке, сложной ситуации, запутанных мыслях и неуверенности героя. Также такой приём способен подчеркнуть равные силы противников в борьбе, что спровоцирует переживания за одного из них.

5. Символизм

-5

/ Источник

Фильм – прежде всего воспринимается зрительно, и очень часто режиссеры играют с нашими ассоциациями, вплетая в свою работу интересные детали. Ассоциации, на которые нас грамотно наталкивают создатели, вызывают привязанность к фильму, а после просмотра – желание вернуться к увиденному вновь.

Часто в фильмах можно увидеть повествование из детства героев, что вызывает положительную реакцию и подсознательное проведение параллелей со своим. Это пример символов, которые легко считываются, но встречаются и уловки хитрее.

В фильме Джеймса Кэмерона «Аватар» можно отыскать много символичных сравнений, подтекстов и ассоциаций. Дерево Эйва – центр вселенной кинокартины, и его можно сравнить со священным древом, если обращаться к мифологии. А в фильмах «Терминатор 2: Судный день» и «Терминатор 4: Да придёт спаситель» в одних только названиях весьма прозрачные отсылки к Евангелию. Символично, не правда ли?

В арсенале режиссера большое количество приёмов и ловушек, многие помимо привычных используют и авторский ход, создавая уникальное кино, которое не останется без внимания аудитории. Смотрите хорошие фильмы и наслаждайтесь ловушками, которые так тщательно готовят для нас создатели картин.