Со временем крафт стал неотъемлемой частью культуры пенных напитков. Название «крафтовый» регулируется определенными законами и правилами.
В России крафтовое пиво – это часть торговой индустрии и удачный маркетинговый ход. Крафт выпускают все: большие заводы, крупные пивоварни, небольшие частные предприятия.
Так крупные заводы типа Очаково или Вятича выпускают свои крафтовые линейки, хотя под определение «Крафтового пива» они конечно же не попадают.
Крафтовое пиво дороже массмаркета по целому ряду причин:
1. Использование дорогих или необычных ингредиентов. Понятно, что привезти заграничный хмель, солод или фрукты будет не дешево.
2. Укороченный срок годности. Для не пастеризованного пива верхового брожения срок годности составляет от 3х до 6 месяцев. А пиво низового брожения может храниться до двух лет.
Производители устанавливают высокую цену, потому что знают: мы готовы платить за товары более высокого класса.
Для приготовления любого пива вам потребуется вода
Любой пивоварне нужно много чистой и мягкой воды. На производство 4,5 литров пива, требуется 22,7 литра воды. При этом вода должна соответствовать санитарным нормам и быть достаточно мягкой.
Именно поэтому пивоварни исторически размещали вблизи артезианских скважин или в горах.
Солод - основной ингредиент пивоварения
Для крупных пивоварен солод обходится дешевле. Все дело в объемах закупок. Чем больше партия, тем дешевле ее можно приобрести. А если дело касается необычного или редкого солода, то цена может быть очень высокой. Так один и тот же вид солода большому заводу обойдется в два раза дешевле, чем крафтовой пивоварне.
Большие заводы используют стандартное сырье от одного или нескольких поставщиков. Обычный солод закупается большими партиями и хранится на территории завода. Крафтовая пивоварня закупает несколько видов солода небольшими партиями. Часто это специальные сорта солода для необычного и качественного вкуса.
Хмель - это растение придающее пиву узнаваемую горчинку
В крафтовом пивоварении хмель используется чаще и в больших объемах, нежели в массовом производстве. Все дело в горечи.
Для массового потребителя достаточно небольшой, слабо выраженной горчинки. Крупные заводы закупают недорогой хмель, производимый в больших объемах. Такая партия обходится по несколько рублей в перерасчете на упаковку пива.
Ультра премиальные сорта хмеля могут обходиться до 1500 р. за 0,5 кг и соответственно около сотни рублей на упаковку крафта.
Пивные дрожжи очень полезны и используются в диетическом питании и косметологии
В магазинах для пивоваров можно найти несколько видов пивных дрожжей. Их стоимость может быть совсем небольшой или достаточно высокой.
Крупный завод может позволить себе выращивание собственной дрожжевой культуры. Помимо удешевления производства пива, это защищает рецепт от возможных повторов. Качество дрожжевой культуры довольно сильно влияет на качество напитка.
Крафтовые пивоварни, как правило, дрожжи закупают. Можно использовать одну партию дрожжей на несколько варок и снизить их стоимость. Или использовать свежие дрожжи каждый раз. Новая дрожжевая культура для каждой варки обойдется в 40 р. на упаковку пива.
Оригинальные ингредиенты придают пиву необычный вкус шоколада, сливок или карамели
Помимо солода и хмеля в пивоварении можно использовать специальные ингредиенты: шоколад, фрукты, кофе, перец. Чем оригинальнее продукт, тем сильнее он будет увеличивать стоимость пива.
Помимо основных ингредиентов любое пиво требует затрат на упаковку, этикетку, доставку, дорогое оборудование. Это неизбежные этапы производства пива вне зависимости от объема производства.
Стеклянная бутылка даже при оптовых закупках стоит около 12,5 руб, а еще необходимы расходы на этикетку, картонную коробку, крышку.
Аренда помещения и линий оборудования, зарплата сотрудников тоже влияет на увеличении стоимости бутылки пива.
Транспортировка - важный этап между заводом и покупателями
Пиво с большого завода доставляют во множество городов нашей страны. Крафтовое пиво, как правило, продают в районе изготовителе. Это частично связано с коротким сроком годности и требованиями к хранению.
Транспортные расходы крафтовых пивоваров ограничиваются доставкой до ближайшего бара или специализированного магазина. Но даже это увеличивает стоимость бутылки.
Каждая страна вводит свой акциз на алкогольную продукцию. В России акциз один из самых дорогих
В отличии от большинства стран, в России акциз может обойтись выше себестоимости самой бутылки пенного. Так с 1 января 2020 года акциз на пиво составил от 22 до 41 рубля за литр в зависимости от крепости напитка.
Наценка магазина и оптового поставщика
Казалось бы, мы учли все факторы увеличивающие стоимость пива. Но впереди еще наценка оптового закупщика и непосредственно магазина.
Очень редко изготовитель сам продает свою продукцию. Чаще этим занимаются специализированные или сетевые магазины. Им в свою очередь нужно оплачивать аренду помещения, зарплату сотрудников и отпуск директора. У федеральных сетевых магазинов наценка чуть меньше благодаря объемам продажи. Маленькие местные магазины накидывают гораздо больше.
Свою долю берет и оптовый закупщик. Такие компании частично выполняют функции логистики и доставки мелких партий товара до точки реализации.
Самое грустное во всем этом, что не производитель и не какао бобы в составе пива делают его таким дорогим. И производитель может максимум окупить производство.
На момент написания статьи бутылка крафтового пива стоила от 100 до 500 рублей за 0,5 литра.
Если вам хочется больше узнать о крафтовом пивоварении, посмотрите наши материалы здесь и здесь.
Кстати стоимость крафтового пива – это отличный повод попробовать сварить пиво дома.
Качественное домашнее пиво обходится приблизительно 20-70 рублей литр с учетом амортизации оборудования, но без учета человеко-часов.