Зачем вообще нужна была человеку религия? Если просто, то религия - это способ видеть мир. Это такая гуманитарная технология построения вашей картины мира, основанная на том, что где-то в области трансцендентного есть некая сущность, которая сотворила мир, сотворила вас и контролирует все происходящее в мире, раздавая кнут и пряник в зависимости от того, угодны вы этой сущности или нет.
Разница лишь в способах сотворения, степени контроля и правил получения кнута и пряника. Впрочем, и то не сильно большая: независимо друг от друга религии изобретали убитого и воскресшего сына верховного бога, битву со злом и конец света. Независимо друг от друга духовное очищение связывалось с чистотой физической. Независимо друг от друга идея избранности прочно укоренялась в каждой из религий.
Основные функции религии были следующими: объяснить, как мир появился и как он работает, и рассказать, как в этом мире себя вести. С течением времени религия начала проигрывать науке в споре по первому вопросу, а потому сосредоточила свое внимание и силы на втором вопросе, продолжая утверждать, что является лучшим моральным ориентиром, компасом и маяком одновременно. Комитет поэтики решил разобраться, так ли это, есть ли на это какие-то основания в 21-ом веке.
Как и всякая технология, религия когда-то была полезна. То, что опытным путем накопилось у человеческих сообществ, при помощи религии (но Джон Локк позже скажет, что при помощи культуры) удавалось передавать лучше всего. Те же ритуальные омовения были безусловно полезны и с точки зрения гигиены. Есть свинину в условиях пустыни было очень опасно (как и морепродукты, большая часть из которых тоже харам и некошерно). Какие-то примитивные закрепленные понятия об альтруизме и милосердии, по крайней мере, заявленные, - это тоже неплохо.
Но как и всякая примитивная технология, с развитием человечества и, самое главное, такой области, как наука, она начала устаревать и морально, и физически.
Когда в буржуазной Великобритании появились первые станки, разделение труда и прочие атрибуты научно-технической революции, появились луддиты, которые крушили станки. Еще бы, ведь эти проклятые прото-роботы начали обижать простых английских людей. Недовольны были и крупные феодалы-латифундисты, ведь наличие земли было главным источником обогащения. Теперь же просто земля была не нужна, если на ней не было завода, трактирчика, дороги (очень важно), если через землю не проходили бойкие торговые пути. Новая технология больно ударила по носителям основного богатства, отметая их на свалку истории.
С религией происходит примерно то же. Новые научные данные делают религиозные знания, а главное, методы познания - нерелеватными. Но в наследство от той технологии нам досталось разветвленная, укорененная в обществе система религиозных коммуникаций, элиты, получавшие от этой системы немаленький профит и престижное место в общей социальной системе и не желающие мириться с тем, что их кто-то куда-то пытается отодвинуть.
Поэтому нашу первую часть цикла об этике и религии мы закончим следующим выводом: когда-то религия была полезной гуманитарной технологией, помогала развиваться образованию, укрепляла международные коммуникации и давала некий этический базис. Но как это часто бывает, при обновлениях в старой системе все чаще и чаще начали вылезать системные баги в виде религиозных войн, нетерпимости к науке и образованию, другим культурам, укоренению патриархального уклада, доминированию над различными социальными группами (женщины и дети, люди других рас, люди с гомосексуальной ориентацией и т.д.).
При этом, религия всегда заявляла свое первенство на моральный авторитет. В следующих наших выпусках мы начнем разбираться, какие конкретно этические баги укоренились в обществе благодаря религии и как можно быть моральным человеком, не веря в трансцендентную систему надзора и наказания.