Найти тему

BOSS SP-202.Когда hip-hop стал доступен всем.Part 3

Привет друзья! Мы изучили теорию в предыдущих двух частях,пора приступать к практике.Займемся делом,как говорят за океаном!

Подключите любой источник сигнала к входам Line in,выход Line out к активным мониторам или усилителю с акустическими системами,либо конечно вы можете работать через наушники.Если вы пользуетесь виниловым проигрывателем то убедитесь что он оснащен встроенным фонокорректором,или вам придется воспользоваться внешним корректором сигнала.

Задняя панель,вход и выход на rca разъемах,midi in порт
Задняя панель,вход и выход на rca разъемах,midi in порт

Далее выберите банк в который хотите сэмплировать и нажмите клавишу REC.

-2

Замигает первый свободный пэд в этом банке,банки так же можно менять на этом этапе,если пэд вас не устраивает вы можете выбрать любой другой свободный простым нажатием на него.Если пэд начнет мигать красным светом,значит он свободен (поздравляю!) ,если нет то на нем уже что то записано.

Итак, у вас горит клавиша REC,мигает выбранный пэд и теперь вы можете слышать звук источника.Отрегулируйте уровень входного сигнала ручкой Control,до тех пор пока не начнет загораться красная лампочка рядом с этой ручкой,как только она загорится,немного убавьте уровень до угасания лампочки.Важно сэмплировать на максимально возможном уровне сигнала,почти до перегрузки,так вы обеспечите максимальное качество и плотный звук.При этом важно примерно представлять как записываемый в данный момент сэмпл будет участвовать в бите так как изменить громкость после записи уже не удастся (эта функция появилась на sp-303) и в зависимости от ситуации некоторые сэмплы все же лучше записывать тише,так бит будет звучать гораздо интереснее.Так же разнообразит применение различной частоты дискредитации для разных сэмплов.Ручка Volume регулирует только выходной сигнал и не влияет на сэмплирование.

Далее выбираем режим записи

-3

Частоту дискретизации и формат моно или стерео.

На мой взгляд ударные,особенно kick лучше сэмплировать в максимальном режиме качества,так как в режиме standart и ниже пропадает атака,плотность и обрезаются самые нижние частоты.Конечно все зависит от замысла и вашей фантазии,ведь этот аппарат создан чтобы творить.Еще одно наблюдение.Прибор отлично сочетается с недорогими эквалайзерами и компрессорами (а с дорогими тем более)).Поэтому если после записи в проект вы любите что то дорулить програмными эквалайзерами и добавить компрессию,то лучше потратить еще совсем немного и купить пару железных приборов.У меня одно время sp-202 работал вместе с парой эквалайзеров BOSS RGE-10 и это подняло звук и удобство на новый уровень,совсем небольшие частотные корректировки в аналоге сделали звук гораздо интереснее.Cверху совсем немного недорогой вафельной компрессии.Если пойдете по такому пути,обратите внимание что бы это была именно стерео обработка или же берите 2 идентичных прибора сразу.

Немного отвлеклись,а ведь тем временем мы готовы сэмплировать! Ну наконец то,скажете вы.Что этот бездарь себе позволяет?

Источник играет,вы слышите звук,как только начинается нужная часть, нажимаете кнопку REC,когда кусочек выбранный из записи для сэмплирования заканчивается,опять жмете REC.Все,сэмпл записан на пэд.

Теперь его можно немного отредактировать вырезав вначале и в конце ненужное (более подробно об этом смотри в part 2 статьи).Для этого используем клавишк MARK нажимая первый раз ее в нужной начальной точке сэмпла и второй раз в нужной конечной точке.Наложите эффект,выбрав какой вам подходит и отрегулируйте его на свой вкус ручкой Control.

Теперь выбираем режимы воспроизведения Trigger и Loop,нажимаем на пэд и слушаем как зацикливается сэмпл (если это конечно нужно).Если зацикливается не идеально,редактируем еще раз клавишей с помощью клавиши MARK.

Таким же образом сэмплируем звуки для остальных пэдов,не забывая выбирать режим записи и воспроизведения в зависимости от того как сэмпл будет использоваться.Да,кстати,у sp-202 нет функции CHOP как у например Akai mpc,так же у семплера нет встроенного секвенсора.Соответственно чтобы создать законченное произведение вам нужно записывающее устройство (можно даже второй 202 й)),еще лучше если это будет лупер,например BOSS RC-505.В таком случае играем по пэдам руками создавая все новые и новые слои.У сильно 202-го ограничена полифония,то есть одновременно звучать могут только пару пэдов и невозможно например запустить сэмпл в режиме Loop и поверх играть драм партию.

Второй вариант,это использование протокола MIDI.В этом случае можно использовать вашу любимую DAW или другое оборудование и получать тот самый звук плюс абсолютную "встраиваимость" в любой современный сетап.Для того чтобы настроить MIDI канал по которому сэмплер будет получать данные,выключите питание прибора,затем включите питание одновременно удерживая пэд с номером например 7,в таком случае сэмплер будет принимать MIDI сообщения по седьмому каналу.Всего доступны миди каналы с 1 по 16. Если вам нужно настроить прием MIDI на каналы 9-16 то нужно так же выключить прибор а при включении уже удерживать клавишу HOLD и нужный пэд.Например если вам нужен 11 канал,то удерживайте HOLD и пэд номер 3.При отключении питания настройки сохраняются.

Вместо эпилога

Отсутствие секвенсора не позволяет называть BOSS sp-202 самостоятельным и законченным прибором для записи музыки.Разработчики учли этот момент при проектировании sp-303, который уже имеет встроенный секвенсор ( и не только конечно),но, несмотя на безопасность использования, на нем невозможно получить характерное звучание 202-го, присутствующие режимы записи lo-fi не помогут вам (возможно дело в совсем других частотах дискретизации) .Именно поэтому как и когда то,202-й все так же в почете и постоянном использовании не только у ностальгирующих по временам когда ты молод и открываешь вместе с друзьями неведомые никому горизонты сэмплирования где нибудь в летнем домике на побережье.Данный сэмплер активно используется на самом переднем крае современного хип-хопа,такой стиль как phonk с его нарочито "некачественным" звучанием делает 202 й буквально незаменимым за такие деньги.Вторая волна trip hop-а уже набирает обороты и без винтажных сэмплов не обойдется,эксперименты в рок музыке так же предполагают умеренное использование засэмплированных звонких петель.

Лучший сэмплер? Вполне возможно!
Лучший сэмплер? Вполне возможно!

На этом все.

Если вы нашли в статьях какие либо неточности или ошибки,большая просьба сообщить об этом в комментариях.Так же если какие то аспекты или функции вам не понятны,тоже напишите,я постараюсь ответить.Мне как начинающему музыкальному журналисту будет полезно любое мнение!В следующий раз я расскажу как пару лет назал летал на музыкальную выставку NAMM в Америке и выведал секрет настоящего ТЕХАССКОГО бургера.Постарайтесь не пропустить.