Найти в Дзене
Наша жизнь

Перспективы орбитальных сборочно-сервисных комплексов часть 2.

О полетах к другим планетам мечтали, фантазировали и пробовали представить как это будет еще в XIX и начале XX веков. Но только во второй половине XX века появились разработчики ракетной техники, которые перевели эти фантазии в проекты, технологии, изделия. Изучая материалы, относящиеся к тем разработкам, удивляешься насколько смелыми и в то же время продуманными, системными и перспективными были принимаемые разработчиками тех легендарных времен технические решения. В начале 1960-х годов в Советском Союзе под руководством С.П. Королева началась разработка проектов пилотируемых космических кораблей, предназначавшиеся для многолетних космических экспедиций. Запуск корабля к Марсу даже был запланирован на 8 июня 1971 года (великое противостояние, когда планеты сближаются на наименьшее расстояние), возвращение — на 10 июля 1974 года. В проектном отделе ОКБ-1 под руководством Михаила Клавдиевича Тихонравова, рассматривались различные варианты корабля для полета к Марсу. Проект назывался

О полетах к другим планетам мечтали, фантазировали и пробовали представить как это будет еще в XIX и начале XX веков. Но только во второй половине XX века появились разработчики ракетной техники, которые перевели эти фантазии в проекты, технологии, изделия. Изучая материалы, относящиеся к тем разработкам, удивляешься насколько смелыми и в то же время продуманными, системными и перспективными были принимаемые разработчиками тех легендарных времен технические решения.

В начале 1960-х годов в Советском Союзе под руководством С.П. Королева началась разработка проектов пилотируемых космических кораблей, предназначавшиеся для многолетних космических экспедиций. Запуск корабля к Марсу даже был запланирован на 8 июня 1971 года (великое противостояние, когда планеты сближаются на наименьшее расстояние), возвращение — на 10 июля 1974 года.

В проектном отделе ОКБ-1 под руководством Михаила Клавдиевича Тихонравова, рассматривались различные варианты корабля для полета к Марсу. Проект назывался — Тяжелый Межпланетный Корабль (ТМК). Специалисты 9-го отдела ОКБ-1 расшифровывали, правда, аббревиатуру и по другому — Тихонравов Михаил Клавдиевич. Исследования по ТМК велись параллельно двумя группами конструкторов под руководством Глеба Юрьевича Максимова и, немного позже, Константина Петровича Феоктистова. Цель работы над проектами ТМК заключалась в разработке корабля, который обеспечивал бы пилотируемые перелеты с орбиты спутника Земли к планетам Солнечной системы с возможностью посадки и исследования этих планет. Первоначально предполагалось исследование Марса, а затем и Венеры.

Первые проекты нашей страны

Известно, что в эскизном проекте ракетно-космических систем на базе «Н-1», который Главный конструктор Сергей Павлович Королев утвердил 16 мая 1962 года, среди задач, которая ставилась перед этими системами, фигурируют и такие: «облет экипажем в два-три человека Марса, Венеры и возвращение на Землю; осуществление экспедиций на поверхность Марса и Венеры и выбор места для исследовательской базы; создание исследовательских баз на Марсе и осуществление транспортных связей между Землей и планетами».

Кажется, фантастика, но Сергей Павлович был уверен, что их удастся реализовать еще при жизни его поколения. Так начинались работы по марсианским проектам в ОКБ-1 с начала 60-х годов.

Первые прикидки по пилотируемой экспедиции на Марс Главный конструктор поручил сделать коллективу знаменитого потом отдела №9, возглавляемого Михаилом Клавдиевичем Тихонравовым еще в 1959 году.

-2

Эскизный проект, разработанный в группе, предусматривал создание на околоземной орбите из отдельных блоков гигантского «Марсианского пилотируемого комплекса» («МПК»). Его вес оценивался в 1600 тонн. Предполагалось использовать ЖРД на жидком кислороде и керосине. Для выведения всей этой массы на орбиту предполагалось осуществить от 20 до 24 пусков сверхтяжелых ракет-носителей. Экспедиция была рассчитана на 30 месяцев, при этом около года планировалось посвятить непосредственному изучению планеты — с орбиты спутника и на ее поверхности. Возвращаемый на Землю корабль должен был иметь массу 15 тонн. Прежде чем осуществить экспедицию, должен был состояться испытательный полет корабля (несколько меньших размеров), которому предстояло облететь Марс, изучив его с определенного расстояния. Очень скоро стало ясно, что проект в ближайшем будущем реализовать не удастся. Слишком много было неясного и слишком высокие требования к технике были в нем заложены.

После принятия 3 августа 1964 года секретного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О работах по исследованию Луны и космического пространства», в котором предписывалось осуществить «высадку экспедиции на поверхность Луны с последующим возвращением и посадкой на Землю» отдел №9 ОКБ-1, возглавляемый Михаилом Клавдиевичем Тихонравовым, было переориентировано работу над лунным проектом, который, представлял собой космический «поезд», состоявший из кораблей 7К («Союз-А»), 9К («Союз-Б») и 11К («Союз-В»).

.

Проект Глеба Юрьевича Максимова

-3

Этот портрет Глеба Максимова выставлен в Музее астронавтики Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (США)

Проект группы Г.Ю.Максимова предполагал быструю реализацию программы доступными средствами , чтобы успеть до ближайшего сближения с Марсом в 1971 году. Для этого предполагалось создать сравнительно простой по конструкции и небольшой по массе космический корабль с экипажем из трех человек. Проект предусматривал облет Марса с исследованием на пролетной траектории и без посадки на его поверхность или без выхода на околомарсианскую орбиту с последующим возвращением корабля в район Земли. Коррекцией траектории полета, необходимо было очень точно вывести корабль к Земле, где от него должен был отделиться спускаемый аппарат, входящий в атмосферу со скоростью, превышающей вторую космическую, и выполняющий управляемый спуск и парашютную посадку.Конструктивно этот вариант ТМК представлял собой цилиндрическую кабину экипажа с приборно-агрегатным отсеком, ДУ для коррекции траектории и панелями солнечных батарей на внешней стороне корабля. Не имея соответствующих исходных данных о надежности огромной ракеты-носителя H-1, проектанты предусматривали выведение межпланетного корабля на околоземную орбиту в двух вариантах: с космонавтами на борту или с последующей «подсадкой» экипажа на ТМК. В последнем случае беспилотный межпланетный корабль с разгонным блоком выводился на орбиту с помощью H-1, а экипаж доставлялся к нему в одном из кораблей, разрабатываемых в тот период в ОКБ-1. После пересадки космонавтов производился старт ТМК с разгонным блоком с орбиты в направлении к Марсу.

Габариты «ТМК»: полная длина — 12 метров, максимальный диаметр — 6 метров, полная масса — 75 тонн. После трехлетнего путешествия, 10 июля 1974 года, экипаж вернулся бы на Землю.

Позже, когда в ОКБ-1 приступили к реальному планированию экспедиции, разработки группы Максимова легли в основу проекта «МАВР», предусматривавшего полет к Марсу с промежуточным облетом Венеры.

-4
-5
-6
-7

Тяжелый Межпланетный Корабль (ТМК) в последней редакции

Проект Константина Петровича Феоктистова

Константин Петрович Феоктистов
Константин Петрович Феоктистов
Ракета Н-1
Ракета Н-1

Проект К. П. Феоктистова подразумевал более сложную многопусковую схему со сборкой ТМК на околоземной орбите и последующим его разгоном к Марсу. Эскизный проект предусматривал создание на околоземной орбите из отдельных блоков гигантского межпланетного космического корабля. Экспедиция была рассчитана на 4 года, при этом около 2 лет планировалось посвятить непосредственному изучению планеты (на ее поверхности и с орбиты спутника). Прежде чем осуществить экспедицию, должен был состояться испытательный полет корабля, во время которого предполагалось облететь Марс и исследовать его с пролетной траектории. Старт был запланирован на 8 июня 1971 года.

По плану двигатели корабля получали энергию от ядерной энергетической установки. Отталкиваясь от заданной траектории полёта с возвращением в район Земли, продолжительность полёта по которой превышает год, большое внимание авторов было сосредоточено на разработке систем жизнеобеспечения экипажа корабля. Прорабатывались вопросы регенерации кислорода, моделирования замкнутой экологической системы Земли, запаса пищи, психологических вопросов длительного пребывания экипажа в замкнутом пространстве корабля, защиты экипажа от солнечных вспышек и галактического фонового излучения и другие.

Согласно первому варианту ТМК должен был состоять из пяти модулей, сборка которых осуществлялась на орбите Земли.

В состав корабля входили:

· кабина космического корабля

· аппарат для полёта в марсианской атмосфере

· два посадочных модуля (один резервный)

· двигательный отсек.

Проект был разработан в расчете на использование компактного ядерного реактора мощностью 7Мвт с безмашинным способом преобразования тепловой энергии (с помощью термоионных устройств или полупроводниковых термопар), который должен был обеспечивать энергией ЭРД с удельным импульсом 100 000 м\с. Этот вариант ТМК, помимо силовой установки, включал удлиненный конический бак с рабочим телом для ДУ и огромный радиатор-испаритель в форме длинного цилиндра.

Эскиз ТМК-Э
Эскиз ТМК-Э

Защита экипажа от радиации обеспечивалась экраном, расположенным непосредственно за реактором, а для защиты жилых помещений от инфракрасного излучения радиатора использовался тепловой экран. За ним помещалось радиационное убежище с биозащитой.

Другие блоки корабля включали рабочий и жилой отсеки со спускаемым аппаратом. Относительно большие запасы по массе позволяли разместить на ТМК требуемое количество приборов и систем. Полная продолжительность экспедиции составляла три года, из которых общее время работы ЭРД – около года.

Данный вариант корабля получил обозначение ТМК-Э. Параметры его конструкции были, можно сказать, выдающимися:

· длина – 175 метров

· максимальный диаметр – 6 метров

· полная масса – 150 тонн.

Конечно, конструкция корабля исключала одноразовый запуск его с Земли, поэтому сборка ТМК-Э должна была проводится на орбите.

В экипаж корабля входило 6 человек, трое из которых должны были высадиться на поверхность Марса.

Это должна была быть настоящая многозадачная экспедиция, для чего был разработан целый марсианский комплекс, состоявший из 5 отдельных аппаратов сегментно-конической формы:

· кабина экипажа

· манипулятор и буровая установка

· платформа с конвертопланом для разведывательным полётов

· две платформы с возвращаемыми на орбиту модулями

· платформа с ядерной установкой.

Корабль собирался на околоземной орбите из отдельных модулей, выводимых тяжелой ракетой-носителем, и затем стартовал в сторону Марса с экипажем из шести человек, трое из которых вместе с оборудованием совершали посадку на поверхность красной планеты.

После посадки на Марсе исследовательский комплекс формировался в «марсианский поезд» на крупногабаритных колесных шасси, подобный «лунному поезду», разработанному в бюро Владимира Бармина. «Марсианский поезд» состоял из пяти платформ: платформы с кабиной экипажа, манипулятором и буровой установкой, платформы с конвертопланом для разведочных полетов над красной планетой, двух платформ с ракетами (одна запасная) для возвращения экипажа с поверхности Марса на корабль, находящийся на околомарсианской орбите, и платформы с силовой ядерной энергоустановкой.

В течение одного года поезд должен был пройти по поверхности Марса от южного полюса до северного, провести исследования его поверхности и атмосферы и передать информацию на корабль, обращающийся по околомарсианской орбите, откуда она ретранслировалась на Землю.

После окончания работ на поверхности Марса экипаж с образцами грунта и другими результатами исследований возвращался на корабль, находящийся на околомарсианской орбите, а затем стартовал к Земле.

В связи с большой продолжительностью экспедиции, составившей примерно 18 месяцев, разработчики уделили много времени проработке систем жизнеобеспечения. При установленной стартовой массе запасов еды и кислорода не хватило бы на такой длительный срок, поэтому пришлось прорабатывать систему с замкнутым циклом.

Для этого была использована экологическая система Земли в упрощенном виде, где для генерации кислорода из выдыхаемого космонавтами углекислого газа было решено использовать контейнеры с водорослями хлорелла. Для пополнения пищевого рациона предполагалось использовать гидропонные оранжереи, на которых планировалось выращивать овощи – это позволило бы сократить массу продуктов взятых с Земли примерно на 20-50%. Свет к оранжереям должен был поступать через крупногабаритные наружные солнечные концентраторы.

Для проверки заложенных идей специалистами ОКБ-1, в сотрудничестве с Институтом медико-биологических проблем, были проведены многочисленные эксперименты со скафандрами, системами спасения экипажа и его жизнеобеспечения. Также был построен аналог жилого отсека ТМК-Э, в котором три испытателя провели год.

Однако, реализовать столь масштабный и амбициозный проект Феоктистову и Тихонравову не представлялось возможным из-за технической сложности и отсутствия необходимых технологий. К тому же, с 1965 года более приоритетной стала высадка на Луну с использование ракет Н1-Л3, поэтому разработка ТМК-Э продвигалась очень медленно, а через несколько лет и вовсе была остановлена.

Тем не менее, в процессе разработки проекта ТМК-Э первого варианта выявилась целесообразность создания на Земле экспериментального комплекса, и он был в значительной степени реализован. Позже, закрытие работ по одному из ключевых элементов ТМК — ракете H1 привело к быстрому свёртыванию программы.

(По материалам книги А.Первушина “Битва за звезды. Космической противостояние”.)

ТМК-Э
ТМК-Э

О полете на Марс в Советском Союзе вновь заговорили в середине 80-х годов. На подходе был носитель «Энергия», позволявший выводить в космос крупногабаритные грузы, и вновь стали поговаривать о возможности отправки космонавтов на Луну и на Марс.

В НПО «Энергия» был разработан аванпроект новой марсианской экспедиции. Он был наиболее конкретен из всех существовавших ранее и предусматривал использование тех технических достижений, которые были сделаны на тот момент. Предполагалось доставить на орбиту вокруг Марса посадочный модуль, но в беспилотном варианте, корабль с марсоходами на борту, модуль с аппаратными средствами. После этого на орбиту Марса прибывал четырехместный корабль с космонавтами и производилась высадка на поверхность планеты.

Экспедиция рассчитывалась на 2 года, в том числе 7 дней на Марсе, и предполагала использовать все технические решения, апробированные к тому времени на орбитальных станциях и беспилотных кораблях. В проекте предполагалось отказаться от использования ядерных реакторов и применить для обеспечения энергоснабжением корабля гигантские солнечные батареи. В предложенном варианте полет на Марс должен был состояться в 2003 году. Однако в связи с «перестройкой» и произошедшим развалом страны и работы по межпланетным полетам были прекращены.

Специалистам космической отрасли трудно было отказаться от такой заманчивой цели, как полет на Марс. Неоднократно делались попытки вернуться к марсианскому проекту. Вот табличка эволюции проекта полета на Марс, которая приводится по книге Владимира Бугрова «Марсианский проект С.П.Королева».

На Марс по Владимиру Челомею

Впервые ОКБ-52 обратилось к марсианской теме в начале 60-х. По личной инициативе Владимира Николаевича Челомея было разработано целое семейство беспилотных космопланов, которые могли быть использованы для изучения Марса. Космопланы Челомея строились по модульному принципу. Обычно они состояли из следующих модулей: разгонный блок на ЖРД, блок атомного реактора, связка маршевых ионных двигателей и собственно космоплан с возвращаемой частью.

Сам космоплан представлял собой аппарат конической формы, находящийся в теплозащитном контейнере, с лепестковыми щитками, обеспечивающими маневрирование в атмосфере. При входе в атмосферу Марса космоплан тормозился до приемлемой скорости, после чего теплозащитный контейнер сбрасывался, разворачивались крылья, включался турбореактивный двигатель и начинался полет аппарата над красной планетой.

Всего в рамках «Темы К» было разработано два варианта космопланов для полета к Марсу и Венере. В качестве средства для выведения комплекса, на околоземную орбиту была выбрана баллистическая ракета «УР-200К» грузоподъемностью 2 тонны.

В конце 60-х выдающиеся успехи ракет «УР-500К» («Протон-К») воодушевили конструкторов ОКБ-52 (ЦКБМ) на альтернативный проект пилотируемой экспедиции к Марсу. Этот вариант опирался на «лунную» ракету «УР-700»

Согласно проекту старт к Марсу был бы

-12

возможен уже в 1974 году. Корабль выводился на низкую околоземную орбиту модифицированной ракетой «УР-700М». Экипаж из двух космонавтов в марсианском корабле «МК-700» провел бы два года в полете к Марсу и затем вернулся бы на Землю в капсуле, специально разработанной для транспортного корабля снабжения («ТКС»).

Габариты корабля «МК-700»: полная длина — 140 метров, максимальный диаметр — 12,5 метра, полная масса — 140 тонн. В качестве маршевого двигателя для межпланетного корабля планировалос

ь использовать ядерный ракетный двигатель «РД-0410», разрабатываемый в то время.

О высадке космонавтов на Марс конструкторы бюро Челомея пока не думали. Идея снабдить «МК-700» посадочным модулем типа «ЛК-700» возникла позже, когда в ОКБ-52 приступили к предэскизному проектированию «УР-900».

Эта гигантская сверхтяжелая ракета-носитель (полная длина — 90 метров, максимальный диаметр — 28 метров, стартовая масса — 8000 тонн) на двигателях «РД-254» конструкции Глушко могла вывести на опорную околоземную орбиту массу до 240 тонн.

Однако предложение Челомея не было принято, в том числе и по финансовым соображениям.

Этапы эволюции марсианского экспедиционного комплекса в РКК «Энергия»

Что же сейчас? Наверно наиболее точно сказал об этом генеральный конструктор РКК «Энергия» Евгений АнатольевичМикрин:

«Марсианская программа — это путеводная звезда пилотируемой космонавтики. Однако для этого надо пройти определённый путь. Он требует существенных усовершенствований для повышения энергомассовой эффективности, повышения надёжности и обеспечения большей автономности.

Необходима система обеспечения жизнедеятельности с почти замкнутым циклом, радиационная защита для долгого полёта, необходимы отказоустойчивые ремонтнопригодные системы, требующие минимального объёма запасных частей, инструментов и т.д.

Поэтому в рамках основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности начать отработку этих технологий предлагается на международной космической станции и при реализации Лунной программы, которая включает в себя: — запуск автоматических космических аппаратов «Луна-25″,»Луна-26″,»Луна-27», «Луна‑28″, создание пилотируемого корабля для полёта на Луну, создание ракеты-носителя сверхтяжелого класса, пилотируемый полёт в окололунное пространство с высадкой на поверхность Луны с использованием лунного взлётно-посадочного комплекса.

Что касается марсианских экспедиций, то, по моему мнению, они будут реальны не в 20-х и, даже, не в 30-х годах. Скорее в 40-х. Совершенно очевидно, что марсианская программа слишком велика для одной, даже очень богатой страны. Скорее всего – это будет международный проект.»

«Марсианский проект» Вернера фон Брауна

(из книги Антона Первушина «Битва за звезды»)

В Третьем рейхе можно было заниматься ракетостроением, но нельзя было мечтать о космических полетах.

Вилли Лей рассказывает следующую историю:

«Рано утром 15 марта 1944 года Дорнбергеру из Берхтесгадена (резиденция Гитлера) позвонил генерал Буле. Дорнбергеру было приказано немедленно явиться в Берхтесгаден к фельдмаршалу Кейтелю. Когда он туда прибыл, Буле сообщил ему, что доктор фон Браун и инженеры Клаус Ридель и Гельмут Греттруп арестованы гестапо. На следующий день Кейтель разъяснил Дорнбергеру, что арестованные, вероятно, будут казнены, так как обвиняются в саботаже разработки проекта ракеты А-4. Был якобы подслушан их разговор о том, что работа над ракетой А-4 ведется ими по принуждению, тогда как их заветной целью являются межпланетные путешествия.

Арестованные были освобождены благодаря заявлению Дорнбергера под присягой, что эти люди необходимы для завершения работ над проектом ракеты А-4».

Эту же историю, но своими словами пересказывает и Альберт Шпеер. Значит, было. И в общем-то гестапо понять можно: в то время как весь народ, не покладая рук, трудится во имя великой победы, эти, с позволения сказать, интеллигенты собираются удрать на Марс.

Вернер фон Браун предупреждению внял и больше на тему полетов к другим мирам не высказывался. Но как известно, бороду сбрить можно, а вот мысли куда девать?..

Оказавшись в США и вдохнув полной грудью воздух свободы, фон Браун начал выступать со своими по-настоящему космическими проектами.

Первые заметки были им озвучены в виде докладов на Первом симпозиуме по проблемам космического полета, проходившем 12 октября 1950 года в Планетарии Нью-Йорка. При этом фон Браун утверждал, что обдумывает свой проект давно – с середины войны. Уже в 1946 году он делал для армии США расчет применимости баллистической ракеты «А-12» для вывода полезных грузов (в том числе обитаемой капсулы с космонавтом) на орбитальную высоту. Впоследствии эти расчеты вылились в проект космической системы под условным наименованием «Von Braun» («Фон Браун»), состоявшую из двухступенчатой ракеты-носителя и орбитального самолета.

22 марта и 25 октября 1952 года материалы симпозиума под общим заголовком «Скоро человек победит космос» были изданы в популярном американском журнале «Кольерс» и привлекли внимание широкой публики во многом благодаря прекрасным иллюстрациям Чеслея Бонестелла, на которые до сих пор опираются художники и кинорежиссеры для иллюстрации фантастических идей, выдвигаемых специалистами по космонавтике и ракетной технике. По утверждению самих американцев, эта публикация была важнейшим шагом в деле популяризации космических полетов на земле Америки.

Итак, что же за проект предлагал Вернер фон Браун?

Освоение космоса, по фон Брауну, следовало начать со строительства тороидальной орбитальной станции, которой будет придано вращение для создания внутри искусственной силы тяжести. Станцию, на которой будут постоянно жить 80 человек, планировалось использовать или как заатмосферную обсерваторию, или как ракетно-ядерную базу для нанесения внезапных ударов из космоса. Конструктор оценивал ее стоимость в 4 миллиарда долларов.

Станция нужна еще и для того, чтобы оказать поддержку лунной экспедиции, которая должна состояться не позднее 1977 года. Для того, чтобы экспедиция себя оправдала, на Луну следует отправить как минимум команду из 50 астронавтов (?!), которые пробудут на поверхности естественного спутника Земли по меньшей мере шести недель. Вся эта толпа исследователей высадится на поверхность Луны на трех посадочных модулях, развернет базу и начнет активно изучать окрестности, используя три больших гусеничных вездехода.

Понятно, что для обеспечения столь масштабной экспедиции потребуется соответствующий «лунный корабль». Этот корабль следует начинать собирать на орбите за полгода до отправки экспедиции. Каждый день два грузовых корабля многоразового использования «Saturn Shuttle» (по внешнему виду очень похожих на старую добрую ракету «A-4b», только сильно увеличенную в размерах) должны выводить не менее 70 т грузов на орбиту рядом со станцией, где и будет собираться «лунник». В конце концов должен получиться чудовищно огромный корабль весом в 4370 т, длиной 49 м, с максимальным диаметром корпуса 33,5 м. Всю эту махину должны были сдвинуть с орбиты 30 мощных двигателей. На самом верху корабля находился сферический модуль с экипажем диаметром 10 м. Внутреннее помещение модуля разбито на пять палуб: мостик, центр управления системами корабля, каюты, хранилище (трюм) и блок спецоборудования (СЖО и аккумуляторные батареи).

Несмотря на масштабность проекта лунной экспедиции, Вернер фон Браун оценивал ее стоимость весьма скромно: в 300 миллионов долларов.

Еще через два года, в выпуске журнала «Кольерс» от 30 апреля 1954 года, был опубликован расширенный проект освоения космического пространства, включающий и экспедицию на Марс, информация о которой в предыдущих номерах была довольно скудна. Как выяснилось, разница между «лунным проектом» и «марсианским проектом» состоит только в размерах корабля.

Таковы были планы «ракетного барона» Вернера фон Брауна в американский период его жизни. Планы эти воплощены не были. Нужно сказать, что в начале ему откровенно не доверяли и ему приходилось участвовать в становлении американской космической отрасли — запускать первые американские спутники, астронавтов-одиночек. Впрочем, все же, ему удалось реализовать проект суперракеты «Сатурн-5», принесшую его новой родине пальму первенства в Лунной гонке.

ПРОЕКТЫ РФ НОВОГО ВРЕМЕНИ

-13
Дозвуковой аналог «Спирали» МИГ105.11.
Дозвуковой аналог «Спирали» МИГ105.11.

В новое время космическая отрасль ставила перед собой гораздо боле скромные задачи. В 2000-м году РКК «Энергия» начала проектирование многоцелевого космического комплекса «Клипер». Этот многоразовый космический аппарат, отдаленный потомок проекта «Спираль» Г.И. Лозино-Лозинского, предполагалось использовать для решения самых разнообразных задач: доставка груза, эвакуация экипажа космической станции, космический туризм, полеты на другие планеты.

На проект возлагались определенные надежды. К сожалению из-за отсутствия финансирования в 2006-м году проект был закрыт. Однако технологии, разработанные в рамках проекта «Клипер», предполагается использовать для проектирования «Перспективной пилотируемой транспортной системы» (ППТС), также известной как проект «Русь».

Крылатый вариант «Клипера» в орбитальном полете. Рисунок веб-мастера на основе 3D-модели «Клипера»©Вадим Лукашевич
Крылатый вариант «Клипера» в орбитальном полете. Рисунок веб-мастера на основе 3D-модели «Клипера»©Вадим Лукашевич

Именно ППТС — названный «Федерация», как полагают российские специалисты, будет суждено стать отечественной космической системой нового поколения, способной заменить надежные, постоянно модернизируемые, но все-таки устаревающие «Союзы» и «Прогрессы».

Как и в случае с «Клипером», разработкой космического корабля занимается РКК «Энергия». Базовой модификацией комплекса станет «Пилотируемый транспортный корабль нового поколения» (ПТК НК), который предназначен для доставки людей и грузов на находящиеся на околоземной орбите орбитальные станции и к Луне. Для «Федерации» принято модульное построение базового корабля в виде функционально законченных элементов — возвращаемого аппарата и двигательного отсека. Корабль будет бескрылым, с многоразовой возвращаемой частью усечённо-конической формы и одноразовым цилиндрическим агрегатно-двигательным отсеком, и будет широко использовать системы, проектировавшиеся в РКК «Энергия» для «Клипера» (многоцелевого пилотируемого космического корабля). Максимальный экипаж «Федерации» составит 6 человек (при полётах к Луне – до 4 человек).

Общие технические характеристики:
Масса доставляемого на орбиту груза — 500 кг, масса возвращаемого на Землю груза — 500 кг и более, при меньшем экипаже. Длина корабля — 6,1 м, максимальный диаметр корпуса — 4,4 м, масса при околоземных орбитальных полётах — 12 т (при полётах на окололунную орбиту — 16,5 т), масса возвращаемой части — 4,23 т (включая системы мягкой посадки — 7,77 т), Объём герметичного отсека — 18 м³. Длительность автономного полёта корабля — до 30 дней.

Новые конструкционные материалы, с улучшенными прочностными характеристиками, и углепластики снизят массу конструкции космического корабля на 20—30 % и позволят продлить срок его эксплуатации. Бытовые отсеки будут просто пристыковываться, в зависимости от той задачи, которая будет стоять перед «Федерацией».

Макет ППТС на выставке МАКС-2009
Макет ППТС на выставке МАКС-2009