Найти в Дзене
Тайна Дзен

Ключевые точки судьбы

Оглавление
Ключевые точки судьбы
Ключевые точки судьбы

Два события случаются в жизни любого человека — рождение и смерть. Как бы ни различались наши судьбы, какие бы испытания ни выпадали на долю, все начинается с первого крика и заканчивается у гробового входа. В начале и в конце земного пути свершаются два великих таинства, высятся ворота, миновать которые не дано никому. Во все времена рождение и смерть обставлялись с приличествующей случаю торжественностью, разрабатывались и свято соблюдались обряды. Что они означали? Их глубочайший смысл — посвящение: в жизнь земную и в жизнь вечную.

А между рождением и смертью — сколько великих для каждого событий случается? Начало и окончание ученичества, первая любовь, военная служба первая работа, новая должность, свадьба, рождение ребёнка… Каждое из них — веха, порог, отделяющий периоды жизни друг от друга: именно поэтому мы (иногда просто инстинктивно) стараемся отметить любое подобное событие — хотя бы застольем.

А как иначе запомнить важный для тебя день, открывающий следующий этап жизни, распахивающий новые двери? Надо чем-то расцветить его — и вот, мы собираем друзей, накрываем стол и поднимаем бокалы. Без подобных посиделок жизнь сливается в единый поток, события смешиваются друг с другом и уже совсем невозможно проследить ход собственной судьбы, движение бытия.

Празднуем? Не совсем: принимаем посвящение. Проходим инициацию.

С дырочкой в правом боку

Когда-то, много тысячелетий назад, любой человек проходил несколько ритуалов инициации. Так, практически в любой древней культуре подросток проходил обряд посвящения во взрослую жизнь. Разумеется, в этих случаях речь шла вовсе не о праздничном застолье: инициация подразумевала болезненные, нередко кровавые, страшные мистерии. Зато, выдержав испытание, юноша или девушка уже ощущали себя причастными к новой жизни, соединялись с собственным новым — взрослым — образом. Узнаете? Не так ли современные подростки норовят сделать татуировку или пирсинг — проколоть себе хотя бы уши, а то и нос, и пупок, и брови, и язык — вообще все, что удаётся проколоть! Инстинктивно они стремятся пройти обряд, проявить мужество, хотя бы символически пролить кровь и испытать боль, знаменующую переход к новому качеству, вступление во взрослую жизнь, в мир больших людей.

Нередко подростки действуют вызывающе глупо — но лишь потому, что в нашей культуре утрачен опыт инициации, преданы забвению обряды. Но если яростно вытаптываемые из памяти человечества обряды посвящения в каждом поколении упорно всплывают из подсознания, приобретая современный «колорит», значит, как сказал поэт, «это кому-нибудь нужно». Собственно, нужно, даже жизненно необходимо это каждому из нас. Зачем? Чтобы ответить на этот вопрос, придётся вспомнить историю.

Каждая инициация, каждое посвящение сжато воспроизводит два главных события нашей жизни — смерть и рождение: гибель прошлого и рождение нового. Следовательно, в каждой инициации мы переживаем новое рождение. Кстати, очень важный момент: осознанно проходя через такие инициации, человек учится не бояться смерти — ведь у него уже есть «опыт умирания», следовательно, страх перед гробовой доской как перед чем-то неизведанным уменьшается с каждой новой «маленькой смертью», с каждым посвящением: ведь смерть — лишь врата в иную жизнь.

Что такое «второе рождение»? На этот вопрос ответят те, кто чудом остался в живых при падении самолёта (бывают такие счастливчики), кто смог вырваться из распадающегося небоскрёба торгового центра 11 сентября 2001 года, кто пережил захват террористами на мюзикле «Норд-Ост». Эти люди стали истинно посвящёнными.

Но какой ценой! — Видимо, правы были л предки, стремившиеся получить опыт умирания и возрождения, не дожидаясь экстремальных ситуаций, а моделируя их. Воистину сказано: зрячего судьба ведёт, а слепого — тащит.

Цивилизация слепых

Если потребность пройти инициацию — одна из глубинных, присущих человеку изначально, следовательно, есть соответствующие ритуалы и в современной жизни? Разумеется. Причём человек, сам того не осознавая, наполняет сакральным смыслом самые разные явления — даже политические. Так, ещё в недавнем прошлом, девятилетний ребёнок, будь он даже сыном семьи диссидентов, с трепетом и удовольствием проходил полный цикл инициации под названием «принятие в пионеры». В цикл, как вы помните, входила подготовка — как наших предков когда-то готовили быть воинами, так детвору готовили «в пионеры»; собственно ритуал с его атрибутикой («святое» место, торжественные речи, гимн, барабанная дробь). И, наконец, кульминация: клятва, галстук, значок — и первый пионерский салют, отданный неофитом. Что, все эти третьеклашки были убеждёнными «юными ленинцами» и мечтали строить коммунизм? Нет, конечно: для них приём в пионеры означал прежде всего прощание с детством, первый шажок во взрослую жизнь. Посвящение.

Как мы уже говорили, неизменно сакральным ритуалом являются день рождения, день свадьбы, защита диссертации. Но как мы их отмечаем? Привычное застолье, конечно, помогает как-то выделить эти дни из ряда прочих, но никак не даёт возможности осознать смысл происходящих перемен, ощутить преодоление жизненного этапа, почувствовать себя другим человеком. И потому наша жизнь движется по замкнутому кругу, в котором нет выхода на новый виток спирали.

По космическим часам

Не только выхолощенность современных ритуалов инициации не даёт нам вырваться из этого порочного круга. Наши предки, не утратившие связь с космосом, совершали такие обряды в строго определённые дни и часы. Даты проведения определяли прежде всего по календарю небесному. К примеру, новый год язычники приурочивали ко дню весеннего равноденствия — к 21 марта. На Руси с 1700 года по указу Петра I Новый год приходил в ночь на 1 января, с одновременным изменением летоисчисления — от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как было раньше.

У друидов подходящими для инициации считались четыре дня в году: два солнцестояния и два равноденствия (сейчас это 21 июня — 22 декабря и 21 марта — 23 сентября). Посвящения совершались на площади крестообразной формы, которая соответствовала «поворотным» точкам естественного движения Солнца, его фазам на небосклоне. В мистериях друидов, Адониса, Аттиса и многих других языческих культах днём рождения человечества считалось 25 декабря, позднее преобразованное в католическое Рождество. А римляне в этот день чествовали непобедимое Солнце: в те времена именно 25 декабря Солнце переходило в знак Козерога (сейчас из-за прецессии земной оси это происходит раньше — 22 декабря).

Каждому значительному событию предшествовал подготовительный этап. И состоял он не в собирании запасов, чтобы потом тут же их съесть, а в очищении, строгой аскезе, физическом и духовном катарсисе. То есть мы делаем всё «с точностью до наоборот».

Начало извращению смысла ритуальных действий было положено во времена, когда элевсинские и другие греческие мистерии выродились в дионисийские, с их пьяным экстазом и оргиями.

Когда богатые становятся щедрыми

Другая причина, по которой ритуал выродился в заурядную (или незаурядную) пьянку, связана не с хронологией, а с универсальными законами жизни на земле. Дело в том, что все земные процессы подчиняются «пульсирующему» принципу: спад — подъём, сжатие — расслабление. На этом принципе построена научная теория известного польского психолога Станислава Грофа, сумевшего объяснить природу типичных для современного человека страхов и комплексов. При появлении на свет все мы — хотя и в разной степени — получаем родовую травму, и обряд инициации — «второе рождение» — не что иное, как попытка от этой травмы избавиться. Мистерии со всем их антуражем продумывались так, чтобы привести испытуемого в состояние катарсиса, дабы он пришёл к эмоциональному преображению и перерождению.

Само слово «катарсис», принятое на вооружение современной психологией, тоже позаимствовано из терминологии ритуальных мистерий: оно соответствовало определённым ступеням посвящения, наиболее тяжким, мучительным, носившим для неофита подготовительный характер. На высших стадиях, когда испытуемый уже мог считаться переродившимся, ему присваивался другой титул. В Индии таких людей называли «двидае» — в переводе с санскрита «дважды рождённый», в Египте — сын Солнца ведь именно светило являлось символом возрождения. Кстати, когда приближался первый миллениум (тысячу лет назад), мало кто думал о торжественной встрече Нового года. Европа была охвачена настоящей паникой: все ждали исполнения пророчества о конце времён. Народ побогаче, стремясь получить вечную жизнь и спасение души, срочно избавлялся от накоплений, раздавая их направо и налево. Но бедняки не спешили воспользоваться редкостной возможностью и заполонили церкви, где дни и ночи напролёт непрерывно шла служба. Хотя конец света не состоялся, но мистерия «второго рождения» вполне удалась.

Почему этого не случилось с нами на пороге 2001 года? Да потому, что изменились условия существования и представления об опасности. Теперь, когда накопленный арсенал оружия в любой момент способен полностью уничтожить жизнь на земле, страх перед концом света связывается не с временными циклами, а с более конкретными событиями, зависящими не от воли небес, а от нажатия «ядерной кнопки»…

Момент истины

Как бы ни смещалась земная ось, как бы ни менялся календарь, по которому считаем мы часы жизни, сакральные дни были, есть и будут. Это особые моменты, когда распахиваются порталы вечности — и каждый получает шанс шагнуть на новый уровень. Это, так сказать, посвящение в магию.

Но чтобы посвящение состоялось, необходимо не просто подарить друзьям по символу наступающего года, но пройти полный цикл инициации. Для верующих людей такая возможность предоставляется церковью: в каждой религии существуют священные обряды. Если же вы не принадлежите к определённой конфессии, разработайте ритуал самостоятельно. Очень важно пройти очищение: имеется в виду не только отказ от той или иной пищи, но погружение в себя, уход от суеты. Подведите итоги прожитого, расквитайтесь с долгами, завершите все дела — и вы начнёте новый цикл действительно с чистого листа.

Елена Констанца

Источник Числа судьбы