Найти тему
Драматургия кино

Бегущий по лезвию

Оглавление

Вопрос человеческой природы не давал покоя мыслителям уже очень давно, и , наверное, он возник сразу с первыми разумными мыслями. Эту фундаментальную задачу пытались решать с помощью науки, искусства и религии, но однозначного ответа пока еще не нашел никто. Свой голос в многовековой дискуссии решился оставить Ридли Скотт, предоставив миру свой взгляд на человеческую природу.

В 1982 году под мощные синтетические звуки труб Вангелиса на экраны вышла кинолента, предрекающая тяжелое антиутопическое будущее. Мир, тонущий в вечных сумерках, пропитанный дождями и изрезанный лезвием неоновых рекламных огней.

В свое время фильм "Бегущий по лезвию" не вызвал общественного резонанса, публика приняла фильм безразлично, однако автор оригинального романа готов был кинуться с кулаками на создателей за чудовищное искажение изначального смысла.

Детективную неонуарную историю успех поджидал гораздо позже. Провалившаяся в прокате картина стала культовым образчиком жанра киберпанка и послужила источником вдохновения целой плеяды разношерстных творческих деятелей, семя которой взошло в последующих книгах, фильмах и видеоиграх. Гораздо позже вышла очень амбициозная, но бледная попытка повторить успех первого фильма.

В фильме одновременно в каждой сюжетной линии развиваются два конфликта, которые хорошо дополняют друг друга, составляя тот самый цепляющий сюжет с заложенным подтекстом. Внешний конфликт Декарда угадывается сразу - это детективная линия. Отставному копу дают задание найти и ликвидировать беглых репликантов, что он успешно осуществляет на протяжении всей истории.

Второй слой повествования развивается на более тонком уровне. Если первый конфликт логически исчерпывает себя к финальной сцене, то второй конфликт остается открытым. Создатели подкинули нам свои тезисы и антитезисы к размышлению, а вот конечный вывод предоставили сделать нам. Оставим философскую сторону вопроса софистам.

В сюжете три главных персонажа: детектив Декард, репликант Рейчел и мятежник Рой Бетти.

Осевой сюжетной линией повествования является линия Декарда, в которую последовательно вплетаются Рейчел и Рой Бетти.

Как правило, сложные и продуманные произведения получаются такими из-за конфликта, работающего сразу на нескольких уровнях. Продуманный конфликт обычно затрагивает три основные сферы: социальное окружение (человек-среда), межличностные отношения(человек-человек), и внутренний конфликт (поток сознания).

В сюжетной линии Декарда отчетливо прослеживаются все три уровня. У героев Рейчел и Бетти социальный уровень статичен, мы изначально знаем отношение людей к репликантам, которое не меняется в контексте повествования.

Знакомство зрителя с Декардом происходит на рыночной площади мегаполиса. Небоскребы, тянущиеся далеко в смог, нескончаемый дождь, технические испарения и снующие вокруг люди. Визуальная загруженность кадра наполняет вселенную повествования множеством живущих оттенков и говорящих деталей. Во многих интерьерных сценах кадры под завязку забиты говорящими предметами, создающих определенную атмосферу распадающегося мира. При технологическом изобилии у людей почти нет возможности нормального существования.

-2

Поскольку повествование в фильме развивается за счет действия конфликтов, создателям остается рассказывать о своем мире через точные визуальные образы.

Декарду поручают изловить несколько сбежавших роботов, происходит завязка основного конфликта. Параллельно с этим мы наблюдаем завязку конфликта на социальном уровне в отношении Декарда с обществом в виде полицейского начальства.

-3

Когда Декард оказывается в корпорации Тайрел, происходит первая встреча с Рейчел и завязка второго конфликта, развивающего сюжетную линию Рейчел.

-4

Структура фильма выстраивается несколькими типами сцен: расследование Декарда, взаимодействие Декарда с Рейчел и параллельная линия Роя Бетти с мятежниками, которая ближе к кульминации пересекается с осевой линией Декарда. Для наглядности я сгруппировал все конфликты для каждого из главных персонажей.

Компактное ядро конфликтов Декарда. Внутренний круг соответствует экзистенциальному конфликту самоопределения (роль в обществе, самоопределение и внутренние ценности).  Следующий круг соответствует личностным конфликтам между Декардом и Речел и между Декардом и Роем Бетти. Внешний круг содержит социальный конфликт между героем и обществом в виде полицейского окружения
Компактное ядро конфликтов Декарда. Внутренний круг соответствует экзистенциальному конфликту самоопределения (роль в обществе, самоопределение и внутренние ценности). Следующий круг соответствует личностным конфликтам между Декардом и Речел и между Декардом и Роем Бетти. Внешний круг содержит социальный конфликт между героем и обществом в виде полицейского окружения

Ядра конфликтов Рейчел и Роя содержат в себе два подуровня. Их внешний социальный уровень статичен, мы заранее знаем отношение общества к репликантам, которое не меняется на протяжении всего фильма, поэтому конфликта на этом уровне не происходит.
Ядра конфликтов Рейчел и Роя содержат в себе два подуровня. Их внешний социальный уровень статичен, мы заранее знаем отношение общества к репликантам, которое не меняется на протяжении всего фильма, поэтому конфликта на этом уровне не происходит.

Первое появление Роя Бэтти также знаменуется деталью, которой подчеркивается его состояние. Уже к этому моменту мы видим последовательность символов, периодически повторяющихся в истории. Они дополнительно работают на раскрытие образов и развитие основного вопроса фильма. Для Роя Бетти с остальными репликантами внешней движущей силой конфликта служит желание продлить свою жизнь.

-7

Первая встреча Рейчел с Декардом стала катализатором сомнений для девушки. Когда она приходит к Декарду и показывает свою детскую фотографию, Декард цинично рассказывает ей об искусственных воспоминаниях. Она всего навсего машина, а вся ее прошлая жизнь - иллюзия. Короткий диалог рушит все надежды Рейчел и заставляет детектива заглянуть в свои детские воспоминания. В их разговоре звучит тема отношений создателя и его творения, замаскированная под детский сон Рейчел.

Пока Рой Бетти с остальными беглыми репликантами пытаются добраться до Тайрела через его окружение, Декард обнаруживает и уничтожает одного из роботов. Серединная точка фильма знаменуется убийством репликанта, красивый образ человека, утопающего в цветном море неоновых огней.

-8

После успешной ликвидации Декард вновь встречается с начальником, который не упускает возможности подколоть своего подчиненного и дать ему новые указания. Социальный конфликт Декарда набирает обороты.

-9

Сразу за этой же сценой Рейчел спасает Декарда от неминуемой гибели. Продолжается развитие линии Рейчел. Она переживает глубокий кризис самоопределения и находит опору в Декарде, который стал испытывать к ней сильные чувства. Визуальная компоновка кадра наполнена говорящими образами, а пульсирующий свет задает ритм.

-10
-11
Рейчел стоит в приглушенном свете, создан красивый блик в глазах, контровой свет на щеке одновременно высвечивает фон на втором плане, чтобы сбалансировать кадр. Внимание распределяется равномерно, не "перевешивая" в какую либо из сторон.
Рейчел стоит в приглушенном свете, создан красивый блик в глазах, контровой свет на щеке одновременно высвечивает фон на втором плане, чтобы сбалансировать кадр. Внимание распределяется равномерно, не "перевешивая" в какую либо из сторон.

Кульминация конфликта Рейчел наступает в моменте близости детектива и девушки. Рейчел решает полностью довериться Декарду и находит ответ на экзистенциальный вопрос собственного существования.

Сцена у Джей Эф Себастьяна подводит к развязке линию Роя Бетти. Рой с оставшейся подругой уговаривают Себастьяна привести их к Тайрелу.

В башне Тайрела Рой встречается лицом к лицу со своим создателем и узнает, что он обречен на скорую смерть. Попытки Роя выведать возможность продления жизни проваливаются, и в порыве отчаяния он убивает Тайрела. Себастьян тоже попадает под горячую руку.

-13

Развязка основного конфликта Декарда происходит в столкновении с Роем Бетти. Последний оставшийся репликант встречается с Декардом, олицетворяющим карающую систему. Систему, которая эксплуатировала его соплеменников, закрывая глаза на их сформированную личность. Наступает короткий момент отчаяния. Рой чувствует скорую гибель, все его близкие мертвы, а за стеной разлагающейся квартиры пустого дома его поджидает подосланный убийца.

Момент кризиса в линии Роя Бетти
Момент кризиса в линии Роя Бетти

Рой до последнего преследует Декарда, прощупывая его желание жить. В сильной сцене на крыше, когда репликант неожиданно спасает Декарда и произносит свой знаменитый монолог, Рой через Декарда обращается к человечеству. Со смесью обиды и гордости он исповедуется своему убийце о прожитых днях, о событиях, которые люди не способны представить, призывая ценить отмеренное время. С последними словами Рой испускает дух и из его рук вылетает белоснежный голубь - душа покидает тело машины.

-15

В последней сцене Декард возвращается за Рейчел, чтобы покинуть квартиру и город навсегда. Уже в коридоре он замечает на полу оригами в виде единорога и вспоминает слова Гафта, подчиненного капитана полиции. С осознанием своей собственной природы Декард уезжает вместе с девушкой.

Вселенная повествования

События фильма протекают в декорация города будущего, напичканного технологиями и застроенными небоскребами. Практически все натурные сцены происходят ночью, в кадре часто присутствует дождь, всячески создавая ощущения дискомфорта. Улицы в городе забиты людьми, торговыми лавками, мусором, техническими коммуникациями и прочими вещами, отнимающими пространство. Даже на улице ощущается дефицит места, окружающая среда зажимает человека со всех сторон. По признанию самих создателей, такое художественное решение было принято для экономии. Чтобы скрыть недостатки декораций приходилось добавлять много дыма и забивать кадр дождем. Такое решение помимо экономической выгоды отлично передает ощущение тесноты и удушья. Город во вселенной "Бегущего" суровое и холодное место, подобно джунглям, заживо пожирающим своих жителей.

-16

Тройка главных персонажей хорошо продумана по психологическим архетипам, которые отлично вписываются в воссозданный художественный мир. Декард является типичным воином, его внешний образ является отсылкой к классическим нуарным детективам. Плащ, бутылка виски, маска сарказма и пистолет - джентльменский набор протагониста. Декард живет в тесной квартире, так же забитой различными говорящими деталями. Некоторые проходки оператора прямо показывают внешнее сходство внутреннего интерьера квартиры с лицом города, такого же забитого до отказа.

-17

В противоположность городской тесноте мы видим простор, в котором живет Тайрел. Этот персонаж во вселенной фильма хорошо сочетается с образом могущественного волшебника/шамана, обладающего тайными знаниями, недоступными для обычного человека. Он проживает в высокой "башне", символически возвышаясь над окружающими. Он свободный и могущественный художник, наслаждающийся внутренней и внешней свободой, пространством и независимостью.

-18
-19

Не зря схватка Декарда с Бетти заканчивается на крыше. Герои возвышаются над миром, и Рой делится своим откровением, которое меняет циничного детектива. Репликант говорит об освобождении от страха, сковывающем внутреннюю свободу, на фоне открывающегося простора. Диалоги тонко дополняют визуальный ряд, что так редко встречается в современных фильмах.

-20

Система символов

Любое хорошее произведение для создания объема и глубины использует символизм, который зачастую говорит больше героев. "Бегущий по лезвию" открывается сверхкрупным планом глаза. В дальнейшем образ глаза (oculus) проходит основным лейтмотивом во всей картине. Глаз в символизме в основном используется как орган духовного видения, так называемое зеркало души. Тест Войта-Кампфа проводится с манипуляциями зрительных нервов, у репликантов в кадре светятся глаза, Рой Бетти узнает информацию про Тайрела в глазной мастерской. Один из беглых репликантов пытается убить Декарда, выдавив ему глаза, а сам Рой именно таким способом убивает своего создателя.

-21
-22
-23

В картине отлично работает золотой принцип кинематографа: показать то, что можно рассказать.

Вторым слоем в фильме прослеживается символический образ воспоминаний. В повествовании воспоминания проскальзывают либо прямым текстом, либо с использованием художественных приемов. Это детская фотография Рейчел, фотографии искусственных воспоминаний беглых репликантов, воспоминания Декарда, наконец, центральная сцена убийства девушки, спасающейся от Декарда. Девушка падает в рапиде, пробивая собой стекло бликующих витрин. Ощущения "дрожания" неоновых отражений - мимолетные, эфемерные образы, растворяющиеся в пространстве. Рой Бетти перед смертью произносит: "Все эти мгновения растворятся, как слезы в дожде".

Помимо всего вышесказанного в картине прослеживаются зашифрованные образы, раскрывающую природу самого Декарда. Кроме заезженных и общеизвестных воспоминаний с единорогом и свечения глаз, подсказки периодически звучат в диалогах с начальством Декарда. Рейчел прямым текстом спрашивает Декарда, проходил ли он тест на репликанта.

Бегущий в сцене допроса репликанта-бойца в самом начале внешне похож на Декарда. Они схожи даже по телодвижениям и мимике. Сравните сцены с Декардом и эту вводную сцену с бегущим-следователем. Ридли Скотт будто специально выбрал похожего актера, чтобы показать их родство. Они похожи, как роботы-братья из одной выпущенной партии.

Заключение

Повествование в картине размеренное, характерное для жанра триллера, и в совокупности с заложенными смыслами и поднимаемыми темами фильм отозвался в сердцах зрителей намного позже, обогнав свое время. Эта картина блестящий образец настоящего киноискусства. Каждый раз при пересмотре "Бегущего по лезвию" я ловлю кайф от мастерской совокупности визуала, музыки, сюжета, символизма и драматургии. Каждый раз хочется ставить на паузу и пристально рассматривать каждый кадр, расшифровывая композицию и общее настроение, с такой точностью запечатленное на пленку. Жаль, что современные тенденции зачастую не дают возможности с таким вдумчивым подходом и любовью подходить к производству картин. Но будем надеяться, что настоящее искусство найдет дорогу на большие экраны.