Мы живем в эпоху перемен, которые кардинально сдвигают рамки распространения информации. Классическая журналистика уступила место новому явлению – конвергентной журналистике. Под ней мы понимаем особый вид профессиональной деятельности по производству журналистских материалов. Эти материалы связаны сетевыми технологиями, которые аккумулируют передачу произведенного контента в различных каналах связи.
Фактически, происходит подготовка медиапродукта для нескольких видов СМИ, которые входят в состав одного медиаобъединения, где постоянно осуществляется обмен ссылками на материалы, анонсами, рекламными площадками другой информацией. Медиаобъединение представляет собой конвергентную редакцию. На отечественном рынке первая такая конвергентная редакция появилась на базе РИА «Новости» под названием ньюсрум.
Сегодня уже все федеральные издания перестроились с формата работы газетной редакции на мультимедийную с включение таких инструментов, как радиостанции и собственные вещательные каналы. В связи с переформатированием каналов передачи информации в направлении цифровизации и усилении роли Интернета, происходит смещение акцента в печатных СМИ с позиции «Print first» на «Digital first». То есть в первую очередь производится контент для электронных носителей (сайт, собственные приложения на платформах IOS, Android), а после представляется публике их бумажная версия.
Конвергенция СМИ происходит в следующих направлениях:
- Объединение технологий.
- Объединение ранее разобщенных медиа.
- Объединение рынков.
Объединение технологий позволяет использовать разные технические носители для доставки информации потребителям, создавая так называемый «мультипликативный эффект». Сливаются в едином ключе печатные, кабельные, телефонные сети, беспроводная спутниковая связь.
Объединение ранее разобщенных медиа позволяет добиваться эффекта расширенной реальности. Так, с помощью специальных электронных приложений можно по особым QR-кодам нанесенных на носителях получить доступ к уникальным дополнительным материалам, в том числе интерактивным.
Конвергенция рынков создает колоссальные возможности по увеличению экономической отдачи от вложений и формирует новые перспективные ниши. Вектор развития СМИ направлен на интеграцию с телекоммуникационным сектором, информационными технологиями, производством коммуникационной техники. В результате неразрывными связями скрепляются мультимедийные услуги, сетевое обслуживание, создание программных продуктов.
Масштабные новые веяния отражаются на изменении требования к организации работы отдельного журналиста. Акценты сделаны на одномоментную подготовку материалов для ее транслирования по различным каналам информации.
Для конвергентной журналистики существует своя специфика
- Центр активности по взаимодействию с аудиторией переместился в Интернет, где аудитория более подвижна и менее лояльна. Увеличивается скорость переработки и доставки материала при снижении его качества.
- Появился новый формат подачи материала. Разные носители информации (сайт, приложение, видео, аудио) требуют особых приемов «упаковывания» и подачи контента.
- Произошло падение роли текста в журналистских произведениях (даже печатных). Отчасти это связано с превалированием веб-серфинга, который приучает к поверхностному и беглому ознакомлению с информацией.
- Доминирование мозаичной формы подачи информации. Текст составляется из фрагментов, в которые обильно вкраплены другие средства выразительности (цитаты, иллюстрации, подписи, подверстки, графики).
Вышеописанные тенденции, безусловно, продолжают развиваться и сегодня. Очевидно, что совсем скоро появятся новые подвижки в журналистике, утверждающие новый стандарт качества представления информационных сообщений.
Автор: Дмитрий Сипягин