Из воспоминаний снайпера Сержпинского Н.С.
Пока все усердно копали, отдыхал в сторонке. В теле была какая-то слабость. Все товарищи мне сочувствовали и говорили про поход с санбат. Считал, что не так болен, чтобы идти лечиться в санбат. В армии презирали тех, кто бежал в санбат по пустяковым ранениям и контузиям. Да сам так же считал.
Нам сообщили, что произошла встреча двух дивизий двигающихся навстречу. Части двух армий встретились. Кольцо вокруг города замкнулось, а фрицы этого не любили.
Гитлеровский моральный дух сдулся, сопротивление ослабело. По улице потянулись вереницы пленных. Авиация перестала бомбить Кёнигсберг, кольцо стало сжиматься.
Мирное население прекращению бомбардировки радовалось, появилась надежда на что-то лучшее. Мост через Прегель немного подремонтировали, к центру пошла наша техника. Но самое главное подошли полевые кухни. Мы все поели тёплой каши, попили сладкого компота. Желудок стал успокоиться и самочувствие пошло на поправку.
Когда бойцы находившиеся в резерве, перекусили, надо было кормить находящихся в бою.
Мы шесть снайперов со вторым батальоном отправились менять воюющих гвардейцев. Бой приближался к площади, там находился памятник Бисмарку. Улица вся перегорожена завалами и баррикадами, чтобы техника не прошла. Часто встречали надолбы и противотанковые ежи. Даже легкие пушки было невозможно через все это нагромождение протащить. Вся тяжесть боя легла на плечи простых пехотинцев.
Как обычно воевал в паре с Григорием. Мы уже сдружились и постоянно друг друга опекали. Но фамилию напарника сейчас не вспомню. Из одного многоэтажного дома, во время боя, мы расслышали русскую речь и наш мат. Все раздавалось со стороны квартир с немцами. Нас от них отделял рухнувший от бомбы лестничный пролет.
Григорий крикнул: "Парни! Вы кто такие? Власовцы?"-"Да! А что? Нас в плен возьмете? Расстреляете?"-"Примем. Если фрицев уговорите сдаться!". Стрельба с их стороны затихла. Спустился ниже и всех предупредил, возможно, гитлеровцы в плен сдадутся. Все так и произошло. Через полчаса из занятого немцами большого здания показались с поднятыми руками фрицы. Среди них полковник и генерал. Потом оказался командиром дивизии.
К вечеру все пожары стали затухать, дым стал рассеиваться, город осветило солнце. Предчувствуя завершение борьбы за город, бойцы перестали беречь боеприпасы, вели огонь с азартной расточительностью. Стоял сильный грохот. Мы с напарником облюбовали верхний этаж какого-то здания. На улице под охраной бойцов прошли два кинооператора. Видели, как во время боя они все снимали.
С нашей позиции через прицел искал куда выстрелить. Одного фрица убил, потом еще двух уничтожил. В окне соседнего здания заметил парня на меня очень похожего. В бинокль на него посмотрел, захотел лучше свою копию рассмотреть. Одет в немецкую форму, высовывался по пояс, все время стрелял из автомата. Самое удивительное, но это был мой двойник. Свою копию убить не мог, в его плечо выстрелил. Парень сразу спрятался и больше не показывался.
Григорию все рассказал, он к моему рассказу отнесся скептически, сказал, что все мне почудилось. Добавил, что после контузии такое бывает.
Все не мог успокоиться, стал строить различные предположения. Стрельба прекратилась, наступила пугающая тишина. Комбат получил приказ прекратить огонь. С нижнего этажа бойцы крикнули, что фрицы капитулировали. Появились немцы с поднятыми руками. Крикнул Григорию: "Двойника пойду поищу, интересно, кто он такой"-"Зачем тебе это нужно?".
Спустился по лестнице. Народ на улице скопился. Фрицы и наши все вперемешку толпились. Все это было странно наблюдать. Несколько минут назад друг друга уничтожали, теперь вместе мирно курят, общаются. Во время войны многие выражения на немецком изучили. Часто звучали фразы на русском: "Война плохо"-"Мы хотим мир"-"Гитлер капут!". Немецкие офицеры своих солдат построили и медленно пошли по загроможденной улице, под охраной конвоя. Стал всматриваться в усталые и умиротворенные лица, пытался найти двойника, но все бесполезно.
Встретил знакомого капитана, он рассказал, что капитулировало командование гарнизона. Комендант генерал Лаш просил сохранить ему жизнь в обмен на капитуляцию, а об своих подчиненных при этом забыл. Все солдаты над этим смеялись. Их всех забавляло, что немецкий генерал так перепугался, что думает только о своем спасении. Правда потом в мемуарах генерал по другому написал.
Мы с напарником решили посмотреть замок, он заманчиво выглядывал из развалин зданий. Толпы солдат бродили по городу, все с интересом рассматривали здания. Сохранилась лепнина и часть дорогих скульптурных украшений. Чувствовалось, что город был красивым и богатым. Мы вышли к небольшой площади с надолбами. За площадью располагался королевский замок. Стены у замка толщиной в 3 м, замок заметно поврежден бомбами и снарядами. Над воротами часы и как ни странно показывали время.
Все бойцы пропитаны гарью и пылью. Часть бойцов мылась в реке. Из подвалов вылезали мирные жители,у всех вид пришибленный. Жители не отошли от бомбежки и стрельбы. Наши солдаты их угощали хлебом. Пожилые немцы от хлеба отказывались, а вот от табака нет. В центр города подвезли походные кухни и продукты. Стали кормить в первую очередь детей и женщин, а потом солдат и всех остальных.
На одной из улиц наблюдал забавный эпизод. По улице шёл пьяный солдат. В одной руке канарейка в клетке, в другой бутылка вина. На голову боец одел шляпу-цилиндр. Навстречу выехала легковая машина с офицерами. Пьяного солдата рассмотрели, старший велел остановиться, вышел из машины. Офицер расстегнул кобуру. На его брюках рассмотрели ярко красные лампасы. В толпе остановившихся прозвучало: "Это же маршал Василевский!"
Солдат сразу все понял и вытянулся по стойке смирно. Василевский спросил: "Кто такой?". Пьяный солдат не растерялся и произнес: "Русский Иван за границей!". Все рядом стоящие засмеялись, маршал тоже. Потом сел в машину и дальше поехал.
Все дивизии отвели на окраину, там сохранились дома. Там дивизии отсыпались. Пока шли по городу, видели массу агитационных плакатов. Фашисты запугивали свой народ, что русские всех вывезут в Сибирь. По улицам шли дивизии, по другим бесконечные колонны пленных. Вышел приказ, всем покинуть город, оставить только саперов. Стали наводить в городе порядок.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
СНАЙПЕР ИВАН ПРОТИВ ЧЕТВЕРЫХ СНАЙПЕРОВ
ДИВЕРСИЯ В СТАНИЦЕ КРЫМСКОЙ
ТЕРРОР ОТ СНАЙПЕРА ЧЕХОВА
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.